Номер 45 (635), 01.11.2002
Творческий процесс художника, как и любой творческий процесс, есть некое таинство, в том числе и для самого художника. Разве знаешь, приступая к работе так, как будто впревые взял в руки кисть, куда эта кисть тебя поведет? Разве исчерпывают названия полотен (как ярлык, навешенные на картину потомками или самим автором, по настоянию выставочной или закупочной комиссии) те муки и восторги творчества, те неясные подсознательные ощущения, которые владели художником в процессе работы? Названия часто обедняют эмоции, двигавшие творцом. Конечно же, "Похищение Европы" есть похищение Европы, но стоит обратить внимание на то, как по-разному пишет этот сюжет Серафим Чаркин художник, на персональной выставке которого он встречается дважды. Здесь же, на выставке, открытой в Музее западного и восточного искусства, и происходит этот непростой разговор с автором экспозиции.
Серафим Серафимович, книга отзывов пестрит словом "профессионально". Разве оно исчерпывает, отражает все грани вашего дарования?
Профессионализм необходим. Так же, как необходимо уметь передать свои эмоции. Эмоция это движущая сила творчества. Я пишу только то, что меня зацепило. Я ищу то, что может меня зацепить, и переношу это на полотно.
А что чаще "цепляет" вас, природа или люди?
Люди. Человек. Мои портреты это диалог с персонажем.
Я не нашла на выставке ни одного парадного портрета. Впечатление, что ваши герои вообще не высиживали в конкретной позе, а жили возле вас.
Конечно, на какое-то время приходится "ставить позу", чтобы зафиксировать ее, но вы правы: я предпочитаю писать человека в его обыденных занятиях.
Выставка велика, три зала, обо всех работах не скажешь. Упомяну лишь два, на мой взгляд, лучших портрета это портрет поэта Н.П. и портрет художника М. Ковальского (в последнем необыкновенную выразительность и колорит картины создает клетчатый черно-белый плед).
Живописный мир Серафима Чаркина вмещает и античность, и современные сюжеты. В нем люди и природа. Этот мир наполнен яркими красками (в живописи Чаркина есть и сочность палитры южно-русской школы, и буйство красок французских художников). Он наполнен чувственностью, упоением, красотой. Пиршество красок царит и в зелено-густокрасном "Августе", и в ночных пейзажах Иерусалима и Венеции, где ночь сгустила, сконцентрировала дневные впечатления. И даже в решенном в одной желто-охристой гамме "Покое", и в полном зноя и полуденной неге теле лежащей на песке "Купальщицы".
Есть что-то неистовое в работах Чаркина. Эта неистовость в его лучших полотнах часто уводит художника от строгого реализма, раскрепощает его кисть, его палитру.
Но есть и другой Чаркин: сдержанный, аскетичный, прозрачно-печальный. Таков он в картине "Память-реквием". В этом полотне мощь, присущая работам Чаркина, скромно тушуется перед горем человеческим.
Но таких картин в экспозиции немного торжествуют жизнеутверждение, жизнерадостность и они передаются посетителям этой замечательной выставки, где высокий профессионализм сочетается с самобытностью кисти этого эмоционального художника.
Елена КОЛТУНОВА.