Номер 44 (891), 23.11.2007

СЛОЖНАЯ БИОГРАФИЯ ПРОСТОГО КАРАНДАША

"Я - найинтимнейший выразитель человеческих помыслов, я - откровение, я - черновик... Я - след промелькнувшей мысли, горячий трепет сердца, идея, интуиция, предчувствие, истинный выразитель самого потаенного в жизни. Вот что такое я, карандаш!"

Такими словами венгерский писатель Эньо Й. Тершанский воспевает в своей повести "Приключения карандаша" это чудесное творение человеческого гения.

Каких только не бывает карандашей! У коллекционеров - их тысячи, таких не похожих друг на друга.

Чешские, болгарские, немецкие, французские, итальянские, английские, японские, китайские, вьетнамские, финские, греческие, американские... Настоящие "гулливеры" ростом 60 сантиметров и 20-миллиметровые лилипутики... Круглые, трехгранные, четырехгранные, шестигранные, восьмигранные, эллиптические... Есть карандаши, увенчанные пластмассовыми шапочками, есть с кисточками, есть с миниатюрным звоночком - чтобы веселее писалось! На одних помещена таблица умножения, на других - табель-календарь, на третьих - дорожные знаки, портреты артистов, писателей, государственные флаги. На кончике одного карандаша - увеличительное стекло, на ином - резинка, которой легко стереть описку. Правда, удобно? Но есть карандаш еще более удобный - он не пишет, зато может "съесть" любую надпись, сделанную даже чернилами.

Есть карандаш, который можно заточить без ножа, разрывая ногтем промежутки между дырками в бумаге, которой в несколько слоев окутан грифель. А вот новинка из Польши - пластмассовый карандаш. Его затачивают так же, как и деревянный, но использование пластмассы дает возможность ежегодно экономить сотни гектаров леса.

Основные "профессии" некоторых карандашей можно узнать из их названий: "Школьный", "Архитектор", "Картограф", "Эскиз", "Художник", "Ретушь"... Иные приобрели себе географические наименования - "Алтай", "Днепр", "Донец", "Кавказ", "Нева", "Сибирь", "Украина", "Киев". Есть имена из античной мифологии - "Аврора", "Антей", "Марс", "Орион" или отечественных летописных или сказочных героев - "Ярославна", "Ратмир", "Рогдай", "Руслан", "Светлана".

Целую серию составляют карандаши, в названиях которых отразились отдельные события истории нашей страны - "Индустрия", "Пятилетка", "2-я пятилетка", "3-я пятилетка", "Третий, решающий"...

В небольших коробочках - набор "Косметика". Он пользуется особым спросом у женщин. Чтобы косметические стержни растворялись в воде, в них добавляют туалетное мыло. А вот - "Стеклограф", им пишут даже по стеклу.

Сколько интересного, неожиданного, поучительного можно узнать о карандаше! Знаете ли вы, скажем, откуда происходит слово "карандаш"?

Прототипом карандаша были свинцовые, оловянные и серебряные штифты, которыми еще в давние времена наносили изображения на специальные доски-таблички. Эти способы для письма известны еще с XII столетия. Отсюда и взял себе имя польский "олувек", и украинский "олiвець". Русский "карандаш" обязан своим названием тюркским языкам, где "кара" означает черный цвет, а "таш" - камень. В 1560 году в Англии появился карандаш, сердечник которого изготовляли из чистого графита (впрочем, графитовый стержень был известен еще в Древней Грециии, но о нем... забыли). В Англии произошел настоящий графитный "бум". В графстве Камберлэнд обнаружили необычное месторождение с крупными на редкость кусками графита. Их распиливали на тонкие пластинки, шлифовали. Но вот беда - месторождение быстро истощалось, большие самородки попадались все реже, стержни становились очень дорогими. Опять пришлось вернуться к палочкам из мягких металлов. В конце XVIII столетия француз Н. Конте (1755-1805) предложил способ одевания карандаша в деревянную рубашку из ольхи, липы, кипариса или кедра. Именно в то время чех И. Гардмут начал изготавливать стержни из графитовой пыли и глины. По всей Европе одна за другой возникают фабрики по изготовлению карандашей, ученые ищут и находят все новые и новые компоненты для грифеля.

Сердечник современного карандаша имеет своими составными частями различные материалы. Наполнителями служат тальк, каолин и так называемые писчие глины. Благодаря этим компонентам на бумаге остаются след, линия.

Тальк - один из самых мягких материалов - играет в цветных карандашах ту же роль, что и графит в простых: микроскопические чешуйки талька составляют основу нанесенной на бумагу линии. Кроме того, тальк придает карандашам необходимую мягкость, обеспечивает хорошее скольжение карандаша на бумаге или каком-либо ином материале, каолин и глина необходимы для создания керамического каркаса стержня для придания ему прочности.

Частички, оставляемые тальком, должны удерживаться на бумаге, прилипать к ней, иначе при малейшем дуновения ветра от написанного не останется и следа. Тальк прилипает благодаря жировым веществам (стеарин, иногда парафин, минеральные, растительные или животные жиры), которые, кроме того, делают карандашную массу пластичной, что очень важно при формировании из нее стержней. Для скрепления карандашной массы (а также для придания ей пластичности) применяют связывающие вещества.

А пигменты! Эти разнообразнейшие органические и неорганические соединения и смеси, один перечень которых может занять десятки страниц. Цветовая гамма изделий карандашной фабрики в Славянске - одной из четырех крупнейших в бывшем СССР - насчитывает 60 наименований! (союзная промышленность ежегодно выпускала около миллиарда карандашей в деревянной оболочке; Славянская фабрика до 300 миллионов). Сразу бросается в глаза огромный сувенирный карандаш "Донбасс". Оригинально, в виде отбойного молотка, выполнен "Горняк". Наборы "Искусство" идут и на экспорт - в Англию. 12-цветный карандаш "Самоцвет" отличается яркостью и сочностью тонов, особой мягкостью...

Сегодня у карандаша множество профессий. А каково его будущее? Изменит ли он свой вид, станет ли совершеннее? Так ли уж незаменим, к примеру, сибирский кедр, значительная часть которого при карандашном производстве идет в отходы? Оказывается, нет, "одежду" для стержня можно придумать и другую. Очень вероятно, что она будет поропластовой. Пористые материалы прочны, прекрасно чинятся бритвой. Если же учесть, что графит сейчас тоже бывает синтетическим, то и сам карандаш может стать таковым.

В последнее время карандаши в деревянной оболочке постепенно вытесняются иными способами для писания, в частности шариковыми ручками. (Они появились на свет сравнительно недавно - в 1939 году как результат многолетних творческих поисков двух венгерских изобретателей - корректора Ласло Бирс и его брата-химика Георга).

Но деревянный карандаш не собирается на "пенсию". Он долго верой и правдой служил людям и в дальнейшем послужит еще немало.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.