Номер 43 (686), 07.11.2003

РАБЫНИ ИЗ АУРЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Не каждый фестивальный просмотр фильмов в к/т "Одесса" знаменуется пресс-конференцией с высокими лицами.

Причина такого представительного кворума крылась не только в высоких художественных достоинствах кинолент Мудиссона (картины ведь говорят сами за себя), а в социальной значимости последнего фильма Мудиссона "ЛИЛЯ НАВСЕГДА". (Об этом наши читатели смогли прочитать в статье "Благородная миссия".)

Разговыор об этом фильме как о художественном произведении большой, поэтому его мы оставим под конец этой информации, а сейчас вкратце об остальных двух фильмах.

Один из них "Покажи мне любовь" – это практически кинодебют Мудиссона (до него был лишь короткометражный фильм). Картина завоевала множество призов, в т.ч. приз за лучший полнометражный фильм на Киевском международном кинофестивале "Молодость" в 1999 г. и высокую оценку Ингмара Бергмана. А также приз от сексуальных меньшинств. Однако самое скандальное, что есть в этом фильме, – это его название. Уступив свои позиции, как самое-самое сексуально откровенное кино, Швеция наверстывает упущенное в названии. Не во всех странах его решаются перевести дословно. "Покажи мне любовь" – у нас, "Медвежий поцелуй" – уж не помню где, "Проклятый Амол" – это наиболее близкий к смыслу названия вариант мудиссоновокого "Fucking Amol".

А Амол – это всего лишь маленький городишко, где изнывает от скуки и однообразия жизни молодежь. От тоски подростки пытаются казаться взрослее и искушеннее, чем они есть. Приписывают друг другу и себе "взрослые извращения". А на поверку оказывается, что-то, что они называют лесбиянством, оказывается обыкновенной девчоночной дружбой, стремлением избавиться от одиночества и понятным желанием подружиться с самой яркой девчонкой в классе. Многим, в том числе и мне, фильм показался несколько затянутым, скучноватым. Но все это оступает перед последними кадрами. Выдержав натиск одноклассников и учителей, атакующих дверь туалета, где спрятались, чтобы выяснить отношения героини фильма, девочки демонстративно выходят вместе, взявшись за руки, и гордо проходят через толпу шокированных сверстников. А придя домой, всего лишь пьют шоколадный коктейль, рассуждая о лучшем рецепте его приготовления.

Еще один фильм Лукаса Мудиссона "Вместе" по духу напоминает "Проклятый Амол". Только вместо заштатного Амола действие происходит в одной пока еще уцелевшей коммуне. Когда выясняется, что все наносное, что было в психологии и быте этой (как и в других) коммуны уходит, то остаются простые человеческие отношения, и оказывается, что главное – это быть вместе. А уходят декларации о свободной любви, которые для одних оборачиваются развратом, а для других – болью. Уходит снобистское отношение к "коммунарам", уходят, наконец, идиотские революционно-ленинские нормы жизни, противоречащие всякому здравому смыслу.

Финал так же очарователен, как в "Проклятом Амоле". Оставшиеся вместе люди с первобытной, не замутненной никакими психологическими вывертами радостью играют в футбол и барахтаются в чистом, символически белом снегу.

Кинофильм "Лиля навсегда" может дать фору хичкоковским ужастикам. Картина это о судьбе советской девочки, попавшей в сексуальное рабство из ужасов нищенского быта маленького советского городка в рай благополучной, но равнодушной и жестокой Швеции.

Кстати, в передаче "Моя семья" 21 октября из уст одной из участниц передачи прозвучала страшная история о дочери, попавшей в качестве секс-рабыни в Турцию. Даже если смотреть скептически на душевные стриптизы в этой и ей подобных передачах, то рассказ звучит весьма правдоподобно и впечатляюще.

Фильм "Лиля навсегда" куплен и поступит в прокат. В нем главную роль сыграла талантливая московская школьница Оксана АКИНШИНА (фильмы "Сестры", "В движении"). Ее одиннадцатилетнего друга играет Артем Богучарский. Номинировавшаяся на "Оскар-2003" картина поставлена и снята блестяще. Огромное впечатление производят кадры ночного города. Буквально преследует воображение эпизод, когда брошенная развратной, эгоистичной матерью, укатившей вместе с новым мужем в США, Лиля падает в грязь и стоит в ней на коленях, протягивая руки вслед отъехавшей машине; к ней подходит бродячая собака и равнодушно отходит. Этот эпизод – концентрированная дальнейшая судьба 16-летней девочки.

Вообще, слово "концентрированный, концентрация" могут не раз прозвучать в разговоре о фильме "Лиля навсегда". Весь быт в маленьком советском городишке – это концентрированное зло. Кстати, то ли по незнанию некоторых специфических для советских времен деталей быта, то ли потому, что сам Мудиссон считал, что действие могло бы разворачиваться в любом другом городке любой другой страны, но есть бросающиеся в глаза накладки. Хождение крон вместо рублей, полиция вместо милиции, незнание функций некоторых служб (в советское время невозможно было без реакции соответствующих структур бросить школу) и т.д. А в общем, все это большого значения для художественных достоинств фильма не имеет.

Если говорить о концентрации, то все зло в самой Швеции сконцентрировано в рычащих, сопящих, хрюкающих отвратительных, брутальных мужиках, в лапы которых попадает девочка. И из лап которых ей удается вырваться лишь чудом. Финал фильма трагичен. Не видя ниоткуда помощи, Лиля кончает жизнь самоубийством.

Хотелось бы, чтобы эта картина смогла стать предостережением молодым девушкам. А как любое высокохудожественное произведение, фильм вполне таким грозным предостережением может стать.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадр из фильма "Лиля навсегда".