Номер 42 (1188), 8.11.2013
Уходя в рейс, моряки часто не представляют, с какими трудностями они могут столкнуться. Благодаря одесскому фонду "Ассоль", который был основан женами моряков, прошедших пиратский плен на судне "Ариана", решены сотни вопросов возвращения моряков на Родину, выплаты заработной платы и поддержки наших соотечественников. Об этом было рассказано на пресс-конференции на тему "Проблемы моряков в результате финансовой нестабильности судовладельца и оператора, способы решения".
Только за этот год фонд помощи "Ассоль" способствовал возвращению на родину экипажей судов "Виктор Лекарев", "Тендровская", "Хаджибеевская", "МЗ-10", которые принадлежат "Черномортехфлоту". В середине 2012 года в рейс на судне "Kinburnskiy" ушли 13 моряков. Но работы не было, и "Черномортехфлот" оставил людей на произвол судьбы - без нормальной еды, питьевой воды и денег. Фонд "Ассоль" помог вернуться морякам домой, оплатив билеты.
В порту Мумбай бедствует экипаж земснаряда Kamal XXXV, который стоит на якоре более 5 месяцев. Продуктов питания нет. Электроснабжение подается на час в сутки. Моряки голодают, болеют и умирают. В июле скончался старший механик, гражданин Украины. Согласно предписанию врача еще одному из членов экипажа Kamal XXXV необходима срочная госпитализация - повышенное давление и сахар в крови, постоянные назальные кровотечения. БО "Ассоль" всячески способствует решению ситуации.
Обратились в "Ассоль" жены моряков судна "Sky Star", которые 6 месяцев находятся в Дуала, Камерун. Судно было арестовано по причине порчи груза, идут судебные разбирательства. Заседания откладываются. За долги судовладельца их судно не ставят в порт, экипаж остаётся без питьевой воды, продуктов, топлива и вообще без средств к существованию, так как уже год им не выплачивается зарплата.
Сотрудники "Ассоль" связались с родственниками и бортом судна, а также представителями дипломатических служб Украины.
Таких историй сотни. В очередной раз заключая контракт, моряки не принимают во внимание, что до этого судовладелец уже задолжал морякам за прошлый рейс. Никто из них не поинтересовался, что за компания отправляет его в море.
- Сегодня моряк, желая уйти в рейс, зачастую не обращает внимания на детали контракта, - говорит аналитик общественной организации "Ассоль" Андрей Шевченко. - Из-за этого случаются все проблемы. Моряк должен знать, что если он попадет в сложную ситуацию, кто-то должен нести расходы на лечение, репатриацию и многое другое. Когда моряку предлагают работу, он хватается за все, особенно это касается рядового состава. Ведь можно проверить информацию из открытых источников. И 90 % проблем можно было бы избежать, если бы моряк более ответственно относился к своему уходу в рейс.
Проблемы с судном "MINISTAR VII" начались еще в январе. В Ростове экипаж потребовал выплатить зарплату, которую задержал судовладелец. А также обратился с проблемой технического оснащения и провизии. Однако эти вопросы не были решены. Под гарантией ITF и судовладельца, что в следующем порту все будет исполнено, моряки совершили переход в Турцию. Судно 1970 года постройки уже давно нуждается в ремонте. Однако судовладелец гонял его из Черного моря в Средиземку, используя по полной программе. Прибыв в Турцию, судно было задержано портовыми властями за долги по бункеру. Моряки оказались заложниками на судне, стоящем на дальнем рейде. Питание выделялось из расчета 500 долларов на две недели на 12 человек. Морякам приходилось ловить рыбу, чтобы прокормить себя. Начались проблемы с энергообеспечением. Судно было полностью обесточено. Кондиционеры не работали. Стояла ужасная жара. Судовладелец тянул с решением вопроса.
- В апреле к нам обратился капитан судна, - рассказывает Андрей Шевченко. - Он сообщил о проблеме, возникшей с судовладельцем. Оказалось, что морякам не оказывается, как было обещано агентом, юридическая помощь. Мы начали работать, подключив своего адвоката в Турции в тандеме с нашим консулом. В середине апреля на родину вернулся кадет Александр, проходивший практику на этом судне. Ему нужно было приступить к учебе. И мы способствовали его возвращению. Также мы инициировали арест судна по иску экипажа. Чтобы расплатиться с моряками, судовладелец вынужден продать судно. Однако на нем должно находиться минимальное количество человек. Нашими усилиями возвращены трое. Часть экипажа прибудет на этой неделе. А несколько человек должны остаться на борту, пока не решатся проблемы с судном.
И этот случай типичен, как и все остальные. Только за прошлый год фонд "Ассоль" помог вернуться на родину 14 экипажам судов, по части из них добились выплаты зарплаты. Репатриированы моряки судов "Байкал", теплоход " Батум". На сегодня Турция и Греция - одни из самых кризисных стран, где возникают подобные проблемы с задержанием судов и арестом экипажей. Многие решаются благодаря украинской дипломатии и общественным организациям.
- Сейчас мы помогаем морякам, оказавшимся в сложной ситуации в Индии, - рассказывает Анна Муругова, - оказали помощь соотечественникам в Испании, Египте, Израиле. Но мы продолжаем повторять, что моряки не должны ждать месяцами, когда решатся их проблемы. Нужно обращаться к консулу, в профсоюзы, общественные организации, ставить в известность крюинговые компании. Когда судовладелец видит, что моряки прибегают к юридической помощи, что может способствовать аресту судна, он гораздо быстрее решает проблемы. Моряки должны понимать, что, попав в чрезвычайную ситуацию, им необходима эффективная юридическая защита адвоката в стране, где он находится. Кроме того, в семьях должен быть неприкосновенный запас, который может понадобиться для юридической защиты. У каждого моряка должна быть незыблемая аксиома - лимит на расход денежных средств обязательно должен быть. Моряк сегодня вынужден защищать себя сам. И он должен перестроить свое отношение к работе. И быть ответственным за свой уход в рейс.
Сегодня фонд "Ассоль" реализует международный проект помощи морякам, попавшим в тяжелые ситуации. Проект поддержан международным фондом "Возрождение" и включает в себя все - от лекций до подготовки документов и внесения изменений в законодательство.
- Благодаря реализации этого проекта мы получили бесценный опыт работы с юридическими фирмами Турции и Греции, - отметил Андрей Шевченко. - С помощью МИДа были выработали рекомендации для моряков, как вести себя в сложной ситуации, куда обращаться. Проект стал ступенью к повышению уровня правовой культуры и уважения к договорным обязательствам со стороны трудовых мигрантов (моряков). Нами выработана система превентивного влияния на ситуацию по нарушению трудовых прав моряков, в частности лиц, которые очутились на покинутом судовладельцем судне. Это позволит свести к минимуму негативные последствия для тех экипажей, которые оказались на брошенных судах. Практические навыки были отработаны в сотрудничестве с 6 дипломатическими учреждениями Украины при оказании помощи 14 экипажам судов в рамках основной работы БО "Ассоль", советы и рекомендации получены от 2 европейских юридических фирм, к участию в проекте присоединились 5 учебных заведений. Проведён мониторинг 350 агентств по найму. Оказалось, что в Одесской области 13 % крюинговых агентств не владеют лицензией, в Николаеве - 5,26 %, в Херсоне - 18,3 %. За консультациями в юридический центр поступило более чем 300 обращений - основные проблемы - брошенные суда и экипажи, невыплата заработной платы.
Проект представил комплексный подход по формированию межрегионального и межсекторного сотрудничества в сфере социально-правовой защиты моряков, разработки предложений, относительно усиления гарантий прав для моряков, а также проведения соответствующей информационно-просветительской работы.
Материалы проекта, направленные на повышение юридической грамотности украинских моряков, будут широко представлены через СМИ Одессы, Херсона и Николаева, а также социальные сети и интернет.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.