Номер 41 (1088), 28.10.2011

Четвертый "Звукоряд"

Открывая четвертый выпуск альманаха "Звукоряд", еще не догадываешься, насколько интересные и необычные поэтические и прозаические работы он таит в себе. Но почти сразу чувствуется, как много усилий вложено в этот сборник и с каким трепетом он сделан. Стихотворения, напечатанные на страницах "Звукоряда", завораживают с первой же строчки:

Я живу вблизи океана - дикого зверя.

Он срывается ночью и пенится гривой лунной,

Прогибаясь до впадин, где рвутся морские артерии,

Выгибаясь до хруста коралловых позвонков со шхунами.

Наверное, и литературный талант можно сравнить с бушующим океаном, а иногда и с диким зверем, порой мешающим литераторам спать по ночам. Впрочем, ни поэты, ни прозаики не жалуются на свою участь, а, наоборот, гордятся возможностью выражать даже самые противоречивые чувства словами и таким образом влиять на каждого, кто прочитает хотя бы строчку.

Автор приведенного отрывка - Вера Зубарева, доктор филологических наук, преподаватель Пенсильванского университета в США, лауреат различных премий, в том числе и муниципальной премии Константина Паустовского, автор многих книг. Стихи этого поэта украсили сборник и задали настолько высокий уровень для поэтических творений, что альманах "Звукоряд" просто не мог получиться неудачным. Кстати, несмотря на то, что в сборнике присутствуют работы начинающих авторов, этот уровень удерживается от первой до последней строчки.

Впрочем, у сборника было много причин для успеха. Во-первых, "Звукоряд" собран редактором-составителем Игорем Потоцким, руководителем литературной студии "Поток", поэтому практически полностью состоит из творчества воспитанников этой студии - молодых, талантливых и очень перспективных авторов. Во-вторых, сборник оформлен нежными лирическими рисунками художницы Ульяны Хохловой, которые очень подходят по настроению к стихотворениям, собранным в альманахе. В конце концов изданию "Звукоряда" содействовала общественная организация "Интеллектуальный форум", что также накладывает некоторую ответственность на авторов. В результате сборник стал неоспоримым свидетельством того, что, несмотря на обвинения в упадке современной литературы, она активно развивается. И не замечать это уже невозможно.

Сборник "Звукоряд", авторы которого, в основном, представительницы прекрасного пола, получился лиричным и глубоким. В стихах поэтов отражены в первую очередь личные переживания. Например, Юлия Мельник беспокоится о скоротечности времени:

Время делает по стежку

На невидимой ткани светлой.

Обернешься - окно в снегу,

Обернешься - и снова лето...

А Оксану Паршенко волнуют в первую очередь любовные переживания:

В часовне прячутся только птицы.

Я сторонюсь куполов и весен.

Порою ты забываешь сниться,

Когда в мой город приходит осень.

В то же время авторы пишут о том, что волнует читателей, и поэтому их стихотворения и проза не остаются незамеченными.

В целом, нельзя не отметить, что альманах получился сильным и на удивление цельным. Стихотворения в нем словно перетекают из одного в другое, а поэты и немногочисленные прозаики очень гармонично сменяют друг друга. В результате получается своеобразный диалог: не то литераторов друг с другом, не то авторов с читателями. В любом случае поэты, собранные на страницах альманаха, такие, как Алена Щербакова, Ксения Александрова, Ольга Улокина и другие, бесспорно, достойные авторы, они задают ему общее настроение, которое успешно сохраняется до самого конца сборника.

В альманахе собраны самые разные авторы: некоторые из них уже не могут представить свою жизнь без литературы, остальные занимаются поэзией и прозой непрофессионально, найдя свое призвание в других областях. Но всех их объединяет одно - стремление к творчеству, желание наполнить свою жизнь чем-то особенным. И это чувствуется в каждой строке.

Есть в сборнике и прозаическая составляющая, которая представлена немногочисленными, но талантливыми и многогранными авторами, каждое произведение которых по-своему интересно. Особенно хочется отметить Анастасию Мамонтенко - молодого, можно даже сказать юного, поэта и прозаика с большим потенциалом. Хочется верить, что этот потенциал не растеряется с возрастом, а, наоборот, позволит таланту раскрыться полностью.

Закончить отзыв на альманах "Звукоряд" хочется так же, как и начать - строками Веры Зубаревой, стихотворения которой, как и большинство других творений в сборнике, по глубине сравнимы с настоящим океаном:

Мне туда,

Разбиваться о скалы - о прошлые памяти,

И откатывать

К теплому, сонному... Берегу? Берегу.

Он поклонник наплывов моих,

Но ему не объять меня.

Я живу вблизи океана, дикого зверя.

Ксения БРАЖИНЕНКО.