Номер 41 (734), 15.10.2004
К 90-летию со дня рождения Тура Хейердала
Плавать по морю необходимо.
Жить не так уж необходимо.
Гней Помпей.
Неумелое увлечение плодами цивилизации нарушает равновесие природы.
Т. Хейердал.
В этом выражении весь Тур Хейердал, сочетавший в себе черты совершенно современного и прогрессивного ученого и дикаря, восторженно преклонявшегося перед величием природы и обожествлявшего Небо и Океан...
Наверное, мы слегка погрешили против истины, когда предположили, что первым судном был Ноев ковчег. Все-таки ковчег был богоданным нововведением, а первым изобретением прачеловека был все же плот первое плавучее транспортное средство, созданное руками человека. Именно плот, а вовсе не долбленый челнок. Ведь постройка долбленого челнока весьма трудоемка. Она требует обработки дерева о помощью острых каменных орудий и огня.
Но если под руками есть вдоволь леса, особенно таких чудесных деревьев, как бальса (или бальзовое). "Бальсос" так называли плот аборигены Перу. На таких плотах, идущих под парусом, плавали вплоть до XVIII века. И где? Не в тихих лагунах, а в тропических водах Тихого океана. В средней части бальсас имел двуногую мачту с прямоугольным парусом. Основу плота составляли крепко связанные между собой бальсовые бревна. Их располагают подобно трубам в органе: самое длинное бревно в середине. Поверх основы укладывали настил из тонких бревен, к ним крепились низкие перила. Вся конструкция стягивалась тросами. Посредине плота ставили бамбуковую хижину. Вместо руля использовали деревянные выдвижные кили гуары, которые просовывали в щели между бревнами и попеременно погружали их в воду или поднимали. Плот можно было поворачивать как угодно. И самое главное на таких плотах можно было плыть куда угодно.
На таких плотах плавали еще инки. На них они переселялись с одной земли на другую. Не страшась ни бурь, ни неизвестных морских течений, ни ужасных морских чудовищ. И плыли, как поется в стариной полинезийской морской песне, "под парусом всегда на восток, навстречу восходящему солнцу".
Из путешествий, которые совершили в течение последних нескольких десятилетий ученые, моряки и просто любители необычайного, пожалуй, два выделяются своей целенаправленностью: это путешествие на "Кон-Тики" Тура Хейердала с товарищами и, конечно, единственное в своем роде путешествие "по своей воле" французского врача Алена Бамбара.
Тур Хейердал родился 16 октября 1914 года в Ларнике на севере Норвегии и учился в университете Осло на факультете зоологии и географии. Воевал с фашистами.
В 1936 году он вместе с женой совершил путешествие на остров Фатухина в Маркизском архипелаге Тихого океана и был очарован природой этих мест и местной полинезийской культурой. Он обратил внимание на несомненное сходство облика местных жителей с внешностью перуанских инков. У него возникла мысль, что население островов Тихого океана инками происходило водным путем, на плотах из бальсового дерева.
Тогда же у неге зародилась идея совершить плавание на аналогичном плоту. Тур Хейердал имел совершенно определенную цель доказать свою гипотезу об американском происхождении предков жителей Полинезии. Плот "Кон-Тики", построенный норвежским исследователем, был точной копией древних перуанских бальсовых плотов, на которых когда-то прибрежное население Перу занималось рыболовством и, возможно, ходило в дальние плавания.
В 1947 году на хорошо оснащенном и снабженном всем необходимым плоту Хейердал с группой единомышленников совершил науный подвиг. Он доказал, что одним из путей расселения людей на острова Полинезии может быть восточный вариант, и что бальсовые плоты свидетельство высокой техники и знаний людей, живших задолго до нас, могли служить для этих целей с большим успехом.
Теория Хейердала подкрепилась великолепной по организации практикой. Все участники плавания вернулись живыми и здоровыми, с массой впечатлений и новым представлением об океане и его обитателях, физически окрепшими и всемирно прославленными, в первую очередь, на своей родине.
В 1969 и 1970 годах Хейердал совершил еще одно плавание по Атлантическому океану на точных копиях древнеегипетских папирусных судов "Ра-I" и "Ра-II" с интернациональным экипажем из ученых, врачей, журналистов. А в 1978 году на тростниковой лодке "Тигрис" точной копии древнеегипетских судов он отправился через Персидский залив к Оману и затем к Пакистану и по Индийскому океану к Джибути. Это путешествие, продлившееся 5 месяцев, имело целью смоделировать процесс заселения этого региона древнейшими жителями Земли.
В 1980-1990-х годах Хейердал проводил археологические изыскания на Мальдивских островах, раскапывал район пирамид Тукума в Перу. Жил он постоянно на Тенерифе и вел самый активный образ жизни. Умер 19 апреля 2002 года.
Тур Хейердал написал ряд книг: "Путешествие на "Кон-Тики"; "На плоту от Перу до Полинезии"; "Аку-Аку. Тайна острова Пасхи"; "Ра"; "Древний человек и океан" и др.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.