Номер 40 (1036), 15.10.2010
Первый день Десятого международного фестиваля "Джаз- карнавал в Одессе" на сцене Украинского театра слегка разочаровал: детские и юношеские коллективы явно не заслужили пока чести открывать юбилейный музыкальный форум. Молодежный биг-бенд под управлением Николая Голощапова и "Клейман Бенд" из Израиля хотя бы на верность жанру претендуют. А вот студенты музыкальной академии имени Неждановой во главе с вибрафонисткой Анной Рало явно ошиблись фестивалем, им бы на "Два дня и две ночи новой музыки"... Вокалистка Тамара Лукашева, очевидно, не скоро вновь появится на одесской сцене - поступила аж в четыре немецкие консерватории, теперь определяется с выбором. Но зачем ей эти консерватории вместе взятые, в толк не возьму, - сложившаяся джазовая певица!
Второй и третий день прошли по-взрослому. Если вдуматься, процесс импровизации очень похож на акт любви, а удовольствие так явно отражено на лицах музыкантов: кто-то высовывает кончик языка (особенно в этом преуспел швейцарский ударник), кто-то просто довольно жмурится, а есть и такие, кто откровенно кричит... Впору было снимать передачу "Про это", тем более, что на сцене присутствовала ее бывшая ведущая Елена Ханга, которая в будущем намерена выступить в качестве сопродюсера одесско- московских джазовых проектов - так заверил со сцены продюсер фестиваля Михаил Фрейдлин. Елена сравнила Одессу с бутиком, рассказав, что ей здесь очень уютно, и одесситы весьма доброжелательны. Другая ведущая (ни в коем случае не вторая!), еще одна Прекрасная Елена (по выражению арт-директора фестиваля Юрия Кузнецова), музыковед Елена Шевченко, мягко и обстоятельно представляла каждого участника, определяя его место в джазовой табели о рангах.
Трио из французского города Каркассона Cie Trio d'en bas под управлением харизматичного саксофониста Арно Руане вызвало большой ажиотаж у юных охотниц за автографами. Немного непонятно, правда, к чему ребятам, умеющим создавать собственную тонкую вполне джазовую музыку (свой стиль они называют атипичным джазом), пародировать самого Иоганна Штрауса с его вальсами? Ни он им не конкурент, ни они ему. Впрочем, молодость имеет свои права. Выходить на сцену босиком, стучать по кастрюле, издавать писк резиновой куриной тушкой - все это было в выступлении французов, но не это было главным... Древний африканский язычковый инструмент санза (по виду напоминает мышеловку, по звучанию - клавесин), повторявший один и тот же мелодический оборот, придал необходимую нотку экзотики - как если бы в пропитанный лавандой салон проникла струя аромата сандала...
Ожидалось, что квартет Эла Фостера (США) затмит своим выступлением французских джазменов. Один из зрителей в таких выражениях отговаривал подружку уходить с концерта: "Тетка (имеется в виду Елена Шевченко - В. С. ) сказала, что сейчас будет самый жир!" На самом деле Елена Игоревна нацелила слушателей на то, что ударник Эл Фостер, работавший с самим Lайлсом Дэвисом и другими знаменитостями, намерен придать барабанам фразировку, звуковысотность. Намерениям музыканта, вероятно, еще суждено претвориться в жизнь, а вот весьма профессионального саксофониста Эли Диджибри, у которого все в порядке и с фразировкой, и со звуковысотностью, и с умением импровизировать, одесситы приняли очень тепло.
Джазовый авангард - а как же без него? Для этого в программе присутствовало швейцарское трио Plaistow, достаточно убедительно присутствовало. Но полного безумия и эпатажа не было - было музицирование с удовольствием музыкантов и к удовольствию зала.
На третий день джаз-карнавал пожаловал на Одесскую киностудию, порадовав концертом на открытой площадке и оригинальным звуковым сопровождением фильма Вильнера "Беня Крик", которое обеспечивал за роялем Юрий Кузнецов. Вечером на сцене Украинского театра здоровую приверженность традициям проявило трио Сиенны Дален (Канада - Дания) с красивыми медленными блюзами и балладами. Непременный этно-джаз с использованием народных инструментов и национального мелоса обеспечил семейный дуэт Амина и Хамзы Мраихи (Тунис). Братья- музыканты виртуозно владеют удом (прародитель лютни) и кануном (подобие гуслей), а в сочетании с классической выучкой коллег из Польши и Швеции это дало такой вкусный микст, что публика устроила овацию, оказав этим музыкантам самый теплый прием, какого не удостаивались другие участники. Цыганский джаз, который исполнял австрийский гитарист Гарри Стойка со своим квартетом, оставил сложное впечатление. С одной стороны, почему бы и нет, с другой - приджазованные интерпретации "Очей черных" и даже известной песенки "Один московский денд по прозвищу Доцент" прозвучали уж слишком примитивно. Однако особо капризничать не приходится. Джаз-карнавал - предприятие, как ни крути, заведомо убыточное, и организаторам в любом случае следует сказать спасибо за три дня, в которых было очень много позитива. К сожалению, канули в Лету джазовые карнавальные шествия по городу (их, конечно, никогда не поздно возродить), да и трамвайчик-джазоход с диксилендом на борту, выйдя из депо, не особо присутствует на одесских улицах. Может, и в самом деле Елена Ханга поможет оживить фестивальную жизнь и таки не дать джазу умереть на его родине?
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.