Номер 40 (630), 27.09.2002
Уличная церемония открытия II международного одесского джаз-карнавала прошла, вопреки ожиданиям, довольно скромно и по-одесски спонтанно, к тому же задержалась более чем на час. Это было вызвано тем, что некоторые почетные гости сочетали джаз с украинско-российским деловым форумом, который проходил в Одессе в то же время. Так что, к назначенному времени у памятника Утесову на Дерибасовской собрались только зрители, журналисты и диксиленд, который скрашивал минуты долгого ожидания джазовыми ритмами. В то же время вблизи расхаживал живой верблюд в сопровождении массовки в арабских костюмах и с лозунгом "Превратим Одессу в музыкальный оазис!" А чуть позже по главной улице Одессы начал колесить красный кабриолет с афроамериканцами, по пути следствия раздававшими прохожим флажки с символикой фестиваля. Так начинался джаз-карнавал.
Эпицентр фестиваля в этом году переместился в Украинский театр, где в течение трех дней участники показывали свое мастерство. Одесский джазовый фестиваль вопреки своей молодости уже успел завоевать авторитет и стремительно набирает известность, привлекая все новых музыкантов из ближнего и дальнего зарубежья. В этом году сюрпризом стал приезд в Одессу американской джазовой певицы из столицы блюза, профессора Чикагского университета Дениз Перье. И уже в первый день темнокожая певица сорвала щедрый букет аплодисментов зрителей, с особыми эмоциями сообщив со сцены, что буквально за два месяца до отъезда на фестиваль узнала, что ее дед родился в Одессе. Спустя два дня зрители встречали ее уже как свою соотечественницу. Тепло принимали также выступления болгарского саксофониста Анатолия Вапирова, хорошо знакомого одесским слушателям российского клавишника и вокалиста Сергея Манукяна и жизнерадостных французов из квартета "Mezcal Jazz Unit", которые стали открытием фестиваля. Пожалуй, наиболее сильное впечатление произвело на слушателей совместное выступление Юрия Кузнецова и Валентины Пономаревой, с одной стороны, и международного трио Майка Эллиса (саксофоны), Боба Амакера (шаманский бубен) и Андрея Мангуша из Тувы (экзотичные народные инструменты и горловое пение) с другой. Уникальность этой импровизации состояла в том, что в нем соединилось, казалось бы, несовместимое: джазовый авангард, представленный дуэтом Кузнецов- Пономарева, и фольклорные шаманские наигрыши в джазовой переработке американо-тувинского трио. Зал впадал в транс и медитировал вместе с исполнителями, а когда отзвучали последние аккорды, взорвался таким шквалом аплодисментов, что казалось, осыплется штукатурка с потолка театра.
Но отличие одесского джаз-карнавала, делающее его уникальным среди других фестивалей, состоит в том, что его концертная часть не ограничилась только одной фестивальной сценой. Импровизированной площадкой становится весь центр города. И хотя многое в ходе уличных акций не получилось в той мере, в какой было задумано, но на три дня центр Одессы погрузился в звуки импровизаций. Причем во всех, даже несколько неожиданных, проявлениях. Так, на клумбах в горсаду вместо традиционных табличек с запретом выгула собак можно было видеть новые: "Выгул саксофонистов разрешен". Одесса город импровизаций.
Алексей Чуков.
На фото Л. БЕНДЕРСКОГО: выступает Сегрей МАНУКЯН.