Номер 38 (1034), 1.10.2010
Играют краски на листве
В фонарном отблеске неверном...
Вот если б жизни было две,
Одну бы отдала, наверно,
Детишкам в школе для слепых,
Чтоб эти краски увидали,
Чтоб прочитали этот стих,
И не по Брайлю прочитали...
...За этими стенами идет своя жизнь. Здесь толстые, будто старинные, библии, книги с картонными страницами, на которых зрячий не увидит ничего, кроме отверстий, как будто какой-то малец исколол картон шилом. Здесь школьная стенгазета с такими же белыми, "пустыми" (для зрячего), так же непонятно исколотыми листами. Здесь уютные спальни, столовая, учебные кабинеты, спортзал, музыкальный класс, музей. В актовом зале проходит серьезное общешкольное мероприятие - выборы учебного комитета. Идут дебаты по поводу кандидатур на пост председателя и членов ученического комитета... Здесь, в специализированной школе-интернате № 93 для слепых, подставить другу плечо - не громкая фраза и не образное выражение. Здесь это - образ жизни.
В нашей почте - письмо от восьмиклассника этой школы Павлика Байбулова.
"Здравствуйте! Меня зовут Паша. Я учусь в специализированной школе-интернате № 93. Мы учимся читать и писать по Брайлю. Многие думают, что это очень сложно, но я вас уверяю, что нет. Вы думаете, что незрячие - не такие, как вы? Напрасно. У нас в школе, например, есть компьютерный класс, и мы с удовольствием, как и вы, работаем на компьютере. Удивляетесь, как мы можем работать на компьютере, когда он приспособлен только для зрячих? Есть специальная программа, озвучивающая все, что происходит на мониторе. Преподаватель компьютерной грамотности Владислав Станиславович тоже учился в нашей школе, он тоже незрячий, но как хорошо и понятно объясняет нам свой предмет! Не только он остался работать в этой школе: у нас есть еще незрячая учительница украинского и английского языков Наталья Григорьевна. Она - член Союза писателей Украины, издала несколько сборников. Мне очень хочется поздравить с Днем учителя всех моих любимых учителей и, конечно, мою первую учительницу Зульфию Борисовну, которую я очень люблю и которая до сих пор называет меня солнышком!"
Владислава Станиславовича многие помнят здесь школьником и пророчат карьеру руководителя, на что он отвечает иронической, немного детской улыбкой. "Он с первого класса такой - серьезный, ответственный, очень скромный", - говорит о своем бывшем воспитаннике заместитель директора по воспитательной работе. Авторитетом всегда пользовался непререкаемым. И сейчас, при выборах председателя учебного комитета, его мнение оказалось очень весомым.
А вот Наталья Григорьевна ведет на протяжении нескольких лет литературный кружок, ее воспитанники занимают призовые места на смотрах и конкурсах. Одной из них, выпускнице 2009 учебного года Олесе Горбачевой, муза когда-то навеяла такие вот
На тринадцати ветрах,
Движимая чем-то свыше,
Я лечу сейчас над крышей,
Как богиня в облаках.
Вместе с осенью хожу
По бульварам и по скверам.
Желтый лист сорву, как веер,
Тихо дождик разбужу.
И тогда ты не пойдешь
Вечером гулять с собакой,
Милой, доброй забиякой -
Ведь она не любит дождь.
Будешь дома за столом
Пить зеленый чай с жасмином,
А кукушка над камином
Время сообщит потом.
Ты поймешь, что надо спать,
Но еще заваришь чаю,
Бой часов не замечая,
Будешь песню сочинять.
А когда в конце концов
Ты уложишь рифмы в строчки
И поставишь твердо точку
После самых важных слов.
Ты поймешь, что это мы -
Я и осень - помогали,
Чтоб тебя не отвлекали
Посторонние шумы.
На рассвете ты дремал
На расстеленной постели.
Я и осень не хотели,
Чтобы сильно ты устал.
Вечная, неисчерпаемая тема любви... Тут видишь не глазами, а сердцем. Восьмиклассница Маша Денисова поделилась впечатлениями от прочитанных за последнее время книг.
"Я очень люблю фантастику, особенно романы Александра
Беляева. Большое впечатление на меня произвела книга "Голова
профессора Доуэля", мне хотелось перечитывать ее еще и еще.
Каждый раз открывалось что-то новое в образах главных героев.
Мне нравится, что писатель с таким пониманием и сочувствием
описал женские образы. Его книги многому учат. Тело можно
сменить, но человек остается собой, и только от него зависит,
какие у него будут мысли, а значит, какая жизнь. Мы сами
выбираем себе судьбу. Сейчас я с увлечением читаю мифы Древней
Греции. Боги, живущие на Олимпе, описываются, как люди. Они
тоже бывают мстительны, жестоки, завистливы. Книги помогают мне
определить свое отношение к людям в жизни, выбрать линию
поведения. Другими словами можно сказать, они учат жить".
Трудно перечислить спортивные успехи воспитанников. Еще эти ребята музыкальны на редкость: отсутствие зрения компенсируется обостренным слухом. Преподаватели из школы искусств щедро делятся с ними секретами мастерства: каждый второй воспитанник играет на аккордеоне, баяне, скрипке. Директор школы Лидия Ивановна Пустовалова не дает скучать ни педколлективу, ни детям: в сентябре в школе провели мастер-класс по гончарному делу. О том, какого уровня знания здесь дают, говорит процент поступающих в высшие учебные заведения. Но лучше перечисления побед и констатации фактов рассказывают об этой школе все-таки произведения самих юных авторов. Три года назад к ребятам из интерната пришла вместе с другими кружковцами-журналистами Маша Федосеева. Принесла игрушки, сладости. А с собой унесла впечатления, вылившиеся в такую вот зарисовку:
"Мир... краски, очертания, силуэты. Он так прекрасен в своем свете и цвете, пускай даже ты их не видишь.
Слепая девочка сидела в парке и держала в руках листик, ожидая... чего-то ожидая. Редкие прохожие, глядя на ее невидящие глаза, опускали взгляд и ускоряли шаг.
Они называют таких, как она, бедными и несчастными. И что с того? Зачем усложнять, не помогая? Почему бы просто не помочь, не обижая? Скажем, перейти дорогу?
Девочка провела пальцами по фигурному ободку листка, улыбнулась осеннему солнцу, которое чувствовала кожей, ощущала запах нагретого меда, очень сладкого и теплого, осязала свет, такой воздушный и легкий.
Глупые, они ничего не понимают. Они все зависят от своих красок и форм, от своих силуэтов.
А она просто свободна от этого. В ее воображении нет места стереотипам зрячих, все только так, как она чувствует мир. И это добавляет гармонии.
Кто-то присел рядом на скамеечку и протянул сверток, поприветствовавший девочку радостным звонким шуршаньем.
- Здравствуйте, - тихо сказала она, принимая сверток, - спасибо.
- Здравствуй, - сказала женщина, пришедшая к ней в гости, в мир таких же, как она. - На здоровье.
- Спойте мне опять про "Опять", пожалуйста..."
Одним ОУВК в городе стало больше: в этом году лицей № 53 преобразован в Одесский учебно-воспитательный комплекс № 53. Начинающие журналисты из этого учебного заведения прислали в редакцию свою первую в этом учебном году информацию:
"Недавно у нас в лицее прошла неделя спорта. Мы встречались с заслуженными спортсменами, проводили турниры, соревнования, спортивные викторины. В неделе спорта участвовали все классы, ведь спорт - это то, без чего нельзя нашу жизнь представить, без спорта не проходит ни один день. От утренней зарядки до вечерней прогулки - все это физическая культура, а где физкультура - там, как известно, и спорт. Интересно прошел шахматно-шашечный турнир, в котором принял участие почетный гость, кандидат в мастера спорта Алексей Волошенюк. Сестры- одиннадцатиклассницы Эльвира и Алена Байшевы подготовили викторину для младших школьников "Известные спортсмены Украины". Был проведен конкурс рисунков "Спорт в твоей жизни", две из конкурсных работ - Дениса Попова "Игра в теннис" и Любы Вовк "Художественная гимнастика" - мы отобрали для публикации в газете. Состоялся увлекательный турпоход по побережью Черного моря для пятиклассников. Но особенно запомнилась экскурсия в Музей спорта и знакомство с незаурядной личностью - заслуженным тренером УССР, СССР и чемпионом Украины по гребле, создателем Музея и Аллеи спортивной славы Геннадием Павловичем Дяченко. Спасибо за ваш энтузиазм, силу, энергию, за увлекательные рассказы, за то, что помогаете нам воспитывать в себе силу воли!"
Пресс-служба ОУВК № 53.
И последнее на сегодня письмо - от младшей группы кружка журналистики ОШ № 25, которые очень просили рассказать об их любимых учителях. Это Анна Михайловна и Светлана Владимировна. Вот что пишут о них третьеклассники:
"Она не просто учитель, а Учитель с большой буквы" (Диана Ярошевская).
"Наш любимый учитель - самый добрый человек на земле, самый заботливый, ласковый и самый нежный. Она нас любит. Она очень щедрая и красивая, очень красиво, но скромно одевается" (Алина Троянская, Мари Анез).
"Когда я делаю ошибки или что-то пропускаю, она старается поправить. Она простит все, ей нет цены! В моем самом лучшем и любимом учителе не то что бы есть что-то, а просто есть все, что нужно ребенку. Я даже не знаю, как ее поблагодарить за все это!" (Настя Бугаенко).
Мы нарочно оставили в каждом высказывании вместо имени- отчества (их указали выше) местоимение "она". Пусть каждый учитель сегодня, в свой праздник, воспримет эти слова наших маленьких журналисток, которые еще не умеют кривить душой, на свой счет и посмотрит на своих, порой таких трудных учеников, другими глазами...
Подготовила Ирина ДЕНИСОВА.