Номер 37 (933), 3.10.2008
Школьная система каждый год сотрясается нововведениями. Изменения в системе образования имеют самый разнообразный характер: от мелочного вопроса о том, ставить или не ставить черточку между номером и буквой класса в подписании тетрадей, до глобального преобразования системы поступления в вузы, которое уже второй год является предметом шумихи и заставляет мандражировать выпускников школ. За таким изменением в корне следует переосмысление школьных "ценностей" и, прежде всего, под знак вопроса подпадает необходимость получения медали, поскольку никаких льгот при поступлении это не дает.
Медаль как таковая становится пережитком советской системы, ведь сошла на нет ее ценность и как претензии на поблажку в вузе, и как доказательство прилежности ученика (нынче даже успеваемость в школе легко можно купить). Более того, среди школьников распространено мнение, что в вузах медалистов на сессиях, попросту говоря, "валят" - проверяют, "липовый" ли ты отличник или же выборол свое "золото" "кровью и потом". Правда это или нет, однако ведь существует такое понятие как "отказ от медали" на первом курсе, кстати, весьма популярное среди выпускников-медалистов. Таким образом, выходит, что медаль (ради которой все же приходится попотеть, несмотря на ее неприменимость к жизни) может послужить ну разве что для утешения собственного тщеславия. Однако вот какой парадокс: несмотря на отсутствие всякого практического применения школьного "золота", количество отличников увеличивается с каждым годом. Как мне рассказывали знакомые из одной обыкновенной общеобразовательной школы, в одиннадцатых классах "нарисовалось" сразу пятнадцать медалистов. И это по сравнению с парой-тройкой в советское время! Не укладывается как-то цифра в сознании, невольно приходит в голову мысль: неужто все сразу взяли да и стали такими умненькими? Медалист для галочки - это, я думаю, и так понятно, но остается вопрос, как это настоящие отличники еще не "вымерли, как мамонты". Ведь известно: то, что теряет смысл, теряет и право на существование.
Многие одиннадцатиклассники убеждены, что после окончания школы приоритетной целью должно быть поступление в вуз, значит, распыляться на изучение всех предметов бесполезно и даже вредно - достаточно сконцентрировать свои силы на углубление в те несколько дисциплин, по которым собираешься проходить тестирование. Сложнее все складывается со школьниками, которые пока еще не определились с дальнейшим родом деятельности. В этом случае, не зная, каким предметам уделять больше внимания, на мой взгляд, как раз и стоит быть отличником, чтобы избежать прорех в изучении тех предметов, которые понадобятся при поступлении в вуз.
Если перефразировать известное выражение и сказать, что отличник - это состояние души, это будет уж слишком большой натяжкой и напыщенным пафосом. Но ведь и такая фраза не лишена определенного смысла. Согласитесь, взвалить на себя добросовестное изучение всех предметов, не предвидя в этом никакой выгоды, способен не каждый, а тот, кто действительно принял на себя такой груз знаний (и учителей - ведь, как известно, кто везет, того и погоняют), наверное, все-таки достоин уважения со стороны окружающих и самого крепкого утверждения в собственных глазах.
Александра МАРТЫНЮК,
отличница, стипендиат
Президента Украины.