Номер 35 (1280), 18.09.2015
Директор Центра туризма "Южная лига" Фазиль Аскеров размышляет об итогах курортного лета 2015 года и перспективах 2016-го.
Еще в марте 2014 года в своем посте я написал: "Что мы будем делать с миллионами туристов, которые к нам поедут после аннексии Крыма?" Но трагические события мая 2014 года и неожиданная военная эскалация на востоке внесли некоторые коррективы во времени. Зима 2015 года для большинства отелей была временем испытаний: впервые за многие годы некоторые отели закрылись. Очередная отмена "Юморины" была объяснимой причиной низкой загрузки отелей в апреле 2015 года, хотя регулярные взрывы террористов-неудачников делали больше шума в новостях СМИ, чем в реальной жизни. Ожидание рецидивов майских событий 2014 года отсекли большую часть туристов от традиционного потока в мае 2015 года. Но вдруг с середины мая начал активно и массово возрастать интерес к отдыху в Одессе. Посыпались звонки в отели, начался активный поиск домов и апартаментов под сдачу на 10 дней, месяц и т. д.
Почему так произошло?
1. Высокий курс доллара сделал недоступными поездки большинства украинцев среднего и выше среднего уровня доходов за границу (Турцию, Болгарию, Хорватию, Египет и т. д.). Двух- и трехкратная разница в цене на недельный отдых между Одессой и "заграницей" сделали наш город более выгодным местом для летнего отдыха.
2. Сработал фактор "отложенного спроса". Большая часть жителей Украины выезжают на море раз в два года, и большинство этих туристов пропустили прошлый год из-за нестабильной ситуации, но перенесли свою поездку на "потом". Это "потом" настало в 2015-м как раз в июле-августе, что было связано как с природными факторами (устойчиво солнечная погода), так и политическими (стабилизация ситуации, отсутствие выборов).
3. Для большинства туристов, которые хотят побывать на море, Одесса - самый удобный город по транспортной логистике. Даже с учетом плохих дорог и неготовности "Укрзализницы" к такому наплыву на Одесском направлении. Причем это касается не только жителей Украины, но и Молдовы, и Беларуси; в прошлом году совсем не было белорусов, а молдаван - меньше в 10-20 раз от обычного.
Эти факторы в принципе можно было просчитать. А вот назначение М. Саакашвили губернатором стало абсолютной неожиданностью и добавило информационного летнего бума вокруг Одессы. За счет этого фактора прибавилось 10-20 % туристов.
В чем же заключается "эффект Саакашвили"?
Это назначение было неожиданно и ярко, выглядело как "шпионская операция". И в начале лета Одесса стала ньюсмейкером информационного пространства (причем в позитивном ключе). В дальнейшем ньюсмейкером стал сам Михаил. Ни один выпуск новостей центральных СМИ не обходился без М. Саакашвили. Это стало ответом на спрос в обществе положительного героя. Он убрал блокпосты при въезде в Одессу, снес заборы на пляжах, говорил о туризме и казино, проехался на маршрутном автобусе. При этом, что особенно важно для нас, большинство его месседжей так или иначе касались вопросов туризма.
М. Саакашвили стал чемпионом Украины по количеству селфи. Его открытость в общении и голливудские повадки суперзвезды уместны в Одессе и только в Одессе. Подсознательная надежда большинства туристов встретить суперзвезду на пляже, на улице, в кафе, в театре, так называемый "эффект Голливуда" или кинофестиваля привели в Одессу огромное количество туристов.
Но, к сожалению, "эффект Саакашвили" возможен только один раз. В следующем году, даже если он по-прежнему будет губернатором, такого интереса уже вызывать не будет.
Перейдем к тому, что будет в 2016-м. Станет ли этот год таким же аншлаговым? Или, точнее, что надо сделать, чтобы 2016-й был таким же успешным и даже более успешным, чем 2015-й?
Само по себе это не произойдет.
Люди за год привыкнут к курсу доллара - 25 грн и будут заблаговременно планировать свои поездки за границу на отдых или путешествия. Фактор отложенного спроса будет не таким значимым. "Эффекта Саакашвили" не будет. Мы все стали свидетелями того, что в июле - августе Одесса и область приняли максимальное количество туристов. Больше принять физически не в состоянии. Номерной фонд можно увеличить максимум на 2-3 %, но ситуации это кардинально не изменит.
Что же делать?
С моей точки зрения, увеличить количество принимаемых туристов можно только за счет расширения сезона (1 мая - 30 сентября) и географии (достопримечательности и курорты Бессарабии, Большой Одессы и северных районов Одесской области). Что я предлагаю конкретно.
1. Уже с 1 марта запустить рекламную кампанию по всей Украине: "Курорты Одесской области - старт 1 мая".
Начать работу летних площадок кафе в Одессе, баз отдыха и кафе в Грибовке, Затоке, Сергеевке прямо с 1 мая. Таким образом, за счет активной подготовительной работы успеть качественно подготовить персонал к эффективной работе в "высокий сезон". Для этого необходимо спланировать и организовать яркие, большие, интересные события на этих территориях на МАЙ.
2. Расширить географию за счет событийного туризма, четко разделив целевую аудиторию по регионам: клубника - в Вилково, крепость - в Белгороде-Днестровском, детские фестивали - в Сергеевке, семейные события - в Затоке, молодежные фестивали - в Грибовке, рыбалка - в Беляевке, раки - в Маяках, яхты и парусники в Коминтерново (но прежде надо поменять название района и только потом его раскручивать), свадьбы - в Ильичевске, День брынзы - в Болграде, этнофестиваль - в Рени, вино - в Шабо и т. д.
3. Областная власть должна максимально поддерживать, а то и выступать организатором больших фестивалей, которые будут проходить в мае-июне 2016 г. в различных курортных регионах.
4. Добиться запуска ежедневных поездов: Черновцы-Одесса, Ужгород-Одесса, Ивано-Франковск - Одесса, Днепропетровск-Одесса, а с 1 мая - еженедельных поездов в Затоку (Болград) из Львова, Ужгорода Харькова, Днепропетровска и ежедневного поезда Киев-Затока (Болград).
5. И наконец, начать ремонтировать дорогу Одесса-Рени.
А начинать всю эту работу надо уже сейчас. Ибо промедление грозит большими потерями в курортный сезон 2016 года.