Номер 34 (1474), 12.09.2019
На сессии Одесского областного совета депутаты абсолютным большинством голосов приняли решение разорвать контракт с директором Одесского художественного музея Александром Ройтбурдом. Что автоматически означает его увольнение с занимаемой должности. Против такого решения проголосовали всего трое депутатов.
АРГУМЕНТЫ И АКЦЕНТЫ
Нельзя сказать, чтобы это известие стало сенсацией. Уже при назначении Ройтбурда многие депутаты отдавали голоса "за" не слишком охотно, но тогда (по слухам) лоббистом была сама "первая леди". Не раз и не два возникали побуждения "свергнуть" неприемлемого для многих директора, но всегда находились "высшие силы", которые не давали этим попыткам хода. Да и местная творческая общественность ревностно защищала Ройтбурда.
Смена власти в столице и облсовете, по всей видимости, стала своего рода сигналом для очередной попытки. Трудно сказать, существовал ли некий "заговор" или же все произошло спонтанно, но факт остается фактом. Вопрос о разрыве контракта был внесен в повестку дня сессии облсовета, как говорится, с голоса, т. е. вне плана. Голос этот принадлежал депутату Алексею Кобыльникову, который потребовал "поставить точку в этом вопросе и прекратить беззаконие в музее".
В обоснование своего предложения депутат привел ряд аргументов.
Первый из них заключался в том, что Ройтбурд "относится к депутатскому корпусу без должного уважения", игнорируя депутатские запросы. И вроде как ввиду сего возбуждено уголовное дело. Далее, вроде бы имеется заключение Министерства юстиции о том, что само назначение Ройтбурда директором музея прошло с нарушениями. И, как вишенка на тортике, прозвучал аргумент, что имеется заявление от бывшего директора музея Виталия Абрамова, автор которого сообщает, будто был избит на рабочем месте. Да не просто каким-то хулиганом, а гражданином Российской Федерации, который попал в музей по протекции Ройтбурда.
ЗВЕНО ОДНОЙ ЦЕПИ?
Этот момент заслуживает особого внимания, ибо придает ситуации политический оттенок. На самом деле, конфликт между экс-директором Абрамовым и искусствоведом Павлом Голубевым имел место. Но выслушаем точку зрения "обидчика", которую он изложил в заявлении на имя директора музея: "25 августа сего года Вы рассказали мне о том, что сотрудник Одесского художественного музея Виталий Алексеевич Абрамов получил письмо от петербургской искусствоведки Елены Пантелеевны Яковлевой.
По Вашим словам, в этом письме г-жа Яковлева обвиняет меня в воровстве, называет "аферистом" - вкупе с другой клеветой и оскорбительными высказываниями. На этом основании Абрамов требовал запретить мне доступ к архивам ОХМ, а фактически - отмены приближающейся выставки Сомова в ОХМ. (Полагаю, главным мотивом как Яковлевой, так и Абрамова является профессиональная зависть - они специализируются в изучении той же области изобразительного искусства, что и я) (...) На следующий день, 26 августа, я пришел в кабинет г-на Абрамова и вежливо попросил показать письмо. Он отказал мне. Тогда я спросил, почему он распространяет обо мне недостоверную информацию и требует отмены выставки Сомова, не располагая никакими доказательствами фактов плагиата и т. д. В ответ г-н Абрамов сказал, что вполне понимает это, но ничуть не раскаивается. Я произнес: "В таком случае, Вы - лжец, мерзавец и подлец".
Чтобы не развивать конфликта, я удалился, благо сказать Абрамову мне было больше нечего. Абрамов догнал меня в дверях, выкрикивая оскорбления, и попытался ударить стулом. Я легко оттолкнул стул и пошел вниз по переулку Ляпунова, не обращая внимания на нецензурную брань, которая неслась мне вслед. Среди прочего Абрамов угрожал мне убийством: "Домой ты больше не вернешься! - кричал он. - Считай, что ты уже труп". Павел Голубев, кандидат искусствоведения".
Приведя это заявление на своей странице в Фейсбуке, Ройтбурд дал следующий комментарий: "На третий день я попросил секретаря связаться с Абрамовым. В итоге она связалась с женой господина Абрамова, которая сообщила, что Абрамов лежит в больнице, в какой - не сказала. Зам. директора музея Александра Ковальчук сказала мне со слов полицейских, что Абрамов заявил, что Голубев якобы нанес ему несколько сильных ударов по лицу, а затем, взяв его за уши, несколько раз ударил затылком о дверной косяк. Мне это представляется совсем маловероятным, учитывая характер Голубева - тихого, сдержанного рафинированного интеллигента, а также то, что после инцидента Абрамов выглядел вполне целым и невредимым. Я уверен, что неоднократные провокации меня на физическое насилие со стороны Абрамова и мнимое "избиение" его Голубевым - звенья одной цепи с целью опять вынести на сессию вопрос о моем увольнении".
БЛОК ЗАЩИТЫ
Стоит отметить, что, несмотря на видимое единодушие депутатов, и. о. главы облгосадминистрации Светлана Шаталова пыталась их вразумить, приведя ряд аргументов. Так, по ее словам, за то время, когда А. Ройтбурд возглавляет музей, его коллекция существенно пополнилась. За внебюджетные средства проведена реконструкция двух залов, ремонт крыши. Шаталова обвинила депутатов в том, их не интересуют то, что полезного сделал Ройтбурд на посту директора, между тем как облсовет "довел музей до того, что он был без крыши". По ее мнению, манипуляции депутатского корпуса угрожают музею большими бедами. Она призвала депутатов "не втягивать себя в эти манипуляции".
По мнению депутата Юрия Басюка, этот вопрос излишне политизирован. Заместитель главы ОГА Виталий Свичинский пошел еще дальше, заявив коллегам, что общество не простит депутатам увольнения Ройтбурда, ибо "Ройтбурд - настоящий патриот Украины".
А вот первый заместитель председателя облсовета Вадим Шкаровский отметил, что Ройтбурд "перешел красную линию". По его мнению, нужно установить, "насколько картины, находящиеся в музее, настоящие", ибо есть подозрение, что некоторые из них заменены копиями.
Естественно, что такое подозрение бросило тень не только на директора, но и на коллектив музея. Группа сотрудников выступила в защиту Ройтбурда. По их мнению, после его назначения в марте прошлого года деятельность музея приблизилась "к лучшим критериям деятельности музеев европейского уровня. Ройтбурдом лично организовано несколько выставок всеукраинского значения, таких как "Репрессированное искусство" из коллекции спецхрана 1937-1939 гг. Национального музея искусств (г. Киев). На днях открывается выставка выдающегося художника первой половины ХХ века Константина Сомова, собранная из музеев всей Украины. Также привлекли внимание зрителей выставки "Эксгумация. Забытый соцреализм из собрания ОХМ", значимой современной художницы Влады Ралко и др. Значительно оживилась лекционно-просветительская деятельность музея, к которой Ройтбурд привлекает, кроме сотрудников, своих друзей, выдающихся деятелей культуры, искусствоведов, философов, культурологов, коллекционеров нашей страны и зарубежья. Так, в 2017 году состоялись 22 публичные лекции, в 2018-м - 72, за 9 месяцев 2019-го - уже 53, не считая кинопоказов, концертов, встреч с деятелями искусств. Проведены противоаварийные мероприятия в наиболее проблемных помещениях музея (при привлечении средств меценатов), в них, как и в других, постоянно обновляется экспозиция - и зрители каждый раз открывают для себя новые выдающиеся произведения. Усилиями А. Ройтбурда значительно увеличилась коллекция музея. Если в прошлые годы собрание пополнялось на 7-8 экспонатов в год, то после его прихода в прошлом году поступило 49 и 67 - в нынешнем. И это не только подарки авторов, но и произведения из частных коллекций и работы выдающихся мастеров, важных для музея, которые покупаются меценатами на аукционах специально для коллекции ОХМ. Введены многочисленные детские программы, которые привлекают к творчеству и общению с искусством будущее нации. Только за первый - неполный - год его работы музей заработал более 2 млн 800 тыс. грн против 741 тыс. в 2017-м".
ДОРОГА УХОДИТ В... СУД
Сам же Ройтбурд демонстрирует оптимизм. Он считает, что у депутатов облсовета не было права принимать решение о его увольнении, посему намерен отстаивать свои права в суде. Уволенный директор убежден, что депутатами вело "маниакальное желание" его уволить, а сам музей никому из них не интересен.
"Все началось с политических прений - там же сторонники "русского мира", члены "Оппоблока". А потом все перешло в войну с губернатором: кто кому Рабинович. Они считают себя хозяевами жизни. Что дальше? Я буду судиться. У них нет права принимать такое решение. Никаких фактов, которые могли бы послужить причинами для моего увольнения, нет", - цитирует слова Ройтбурда издание "Гордон".
"Сотрудники музея возмущены, они написали письмо в мою поддержку. Причем без моего ведома. Более того, письмо написано не сотрудником из новой команды, а "ветераном" музея, давно там работающим. То есть они выразили солидарность... Я в любом статусе буду делать то, что делал раньше. Все зависит от того, кого назначат исполняющим обязанности. Если это будет кто-то из вменяемых людей, то я далеко от музея не уйду".
РЕАКЦИЯ ФЕЙСБУКА
Решение областного совета вызвало самум эмоций в социальных сетях. Ниже мы приводим ряд высказываний в Фейсбуке. Сразу предупреждаем, что видимое в этой публикации преимущество сторонников Ройтбурда не является нашей позицией, а отражает реальность.
Алексей Ботвинов: "Увольнение Ройтбурда - безобразие. Мракобесие на марше! Неужели бескультурье опять победило? Позорный день для культуры Одессы".
Елена Павлова: "Уже неоднократно говорила об этом, готова повторить и подписаться под каждым словом. Можно любить или не любить этого человека, можно любить или не любить его творчество, но закрывать глаза на рывок, совершенный Музеем под его руководством, глупо и, мягко говоря, недальновидно.
Кроме того, мы столкнулись с прецедентом, созданным уверовавшими в своё исключительное право вершителей местными обладателями местных же высот, которые, упорно игнорируя кричащие потребности учреждений культуры, продемонстрировали всем нам, что завтра на этом месте может оказаться любой руководитель, который просто не нравится или не понятен. Уверена, это прецедент и для них, уверовавших. Это как с нашей страной. Так, как было, уже не будет. Сегодняшний день - ещё одно начало необратимого, для многих из них - в том числе".
Валентин Максим: "Думаю, что правильно сделали, те экспозиции, что он выставлял в музее непозволимы. А туда ходят даже дети. Я участвую сам в выставках, но в Союзе художников такую пошлость никогда бы не пропустили для участия".
Олег Мельничук: "К сожалению, серость и тупость продолжает побеждать в этом городе здравый смысл. Снятие облсоветом Александра Ройтбурда - самое печальное, что только могло произойти. Я с восторгом и надеждой наблюдал, как на глазах возрождался Одесский художественный музей, создавал прецедент в масштабах Украины. Успехи и изменения и вправду очень впечатляли и вдохновляли. Хотелось бы надеяться, что те имена всеукраинского, да и международного масштаба, которые сейчас наверняка скажут свое слово в поддержку Ройтбурда, а также резонанс во всеукраинских СМИ - это будет тяжелая артиллерия по местным шариковым. Потому что то, что произошло, - это не внутренние одесские дела. Это - настоящий позор для Одессы и очень серьезный удар по ее имиджу".
Владислав Станков: "Я поддерживаю увольнение Ройтбурда. Он пришёл на должность через политическое лобби, а именно партии БПП, которая утратила поддержку одесситов. Пусть теперь и идёт за ней. Я думаю, что если он такой сильный менеджер, то легко создаст некую арт-галерею или другое арт-пространство. Так всегда бывает, когда люди искусства лезут в политику!"
Юлия Романовская: "В Одессе есть экосистема социальных инноваций. Не сказать, что огромная и сверхмощная, но есть. Пока одни гоняются за деньгами, а другие пыжатся в попытках набрать политические очки, пара десятков проектов если не мчит на всех парах, то по крайней мере лежит в направлении устойчивой позитивной трансформации общества. Отчасти делая работу государства. И не прося у него помощи. То, что нарешали сегодня депутаты облсовета, я вижу как атаку пещерного человека на всю экосистему. Что-то вроде: "Старайтесь, дурачки. Мы всё равно махнём дубинкой и разрушим то, что вы строите. Потому что можем. И, кстати, вы нам не нравитесь".
Вероника Николаева: "Мы перенесли в музее мерзкие перформансы мужиков в трусах, устроенные "любими друзями" Ройтбурда. Мы перенесли выставки маргиналки Влады Ралко. Нас чудом пронесло от перформансов друга Домбровского, который поссорился с Ройтбурдом. Если бы не ссора горячих парней, то скакал бы по музею наш чудо-поэт Стас со своими стихами, и слушали бы вы все вместе его фекальные стихи с упоением. Мне удивительно было видеть после произошедшей поножовщины в рядах симпатиков Ройтбурда порядочных одесситов".
Подборку подготовил Константин РИТИКОВ.
От редакции. Скандал вышел на всеукраинский уровень. Для новой власти это своего рода лакмусовая бумажка; ввяжется ли Центр в борьбу с местными депутатами или оставит решение вопроса на усмотрение регионального руководства. Будем следить за развитием событий.