Номер 33 (1377), 8.09.2017
Непросто отыскать на Европейском континенте страну, природные ресурсы которой предоставляли бы такие благоприятные возможности для ведения сельскохозяйственного производства, как Украина.
Более двух третей украинской территории занимают земли сельскохозяйственного назначения, причем немалая их часть - плодородные черноземы. Другим важным преимуществом, как отмечают авторы пособия "Углубление отношений между ЕС и Украиной (под редакцией Майкла Эмерсона и Вероники Мовчан), является "круглогодичный доступ к мощностям глубоководных портов на побережье Черного моря, что имеет жизненно важное значение для экспорта зерна".
Однако при таких прекрасных возможностях производительность в украинском агросекторе существенно отстает от среднеевропейских показателей.
Так, даже в наиболее успешном за последние два десятилетия 2016 году средняя урожайность зерновых составила 41,6 центнера с гектара. Для сравнения: в этом году Европейское агентство по мониторингу аграрных ресурсов (MARS) снизило прогноз урожайности зерновых культур в ЕС из-за неблагоприятной погоды до 53,7 ц/га. То есть, даже при плохих погодных условиях и менее плодородной почве урожайность зерновых в странах ЕС на треть выше, чем в Украине.
"Изменения в сельскохозяйственной политике, - справедливо замечают авторы указанного выше пособия, могли бы устранить факторы, которые сдерживают огромный потенциал сельскохозяйственного производства Украины". Среди сдерживающих факторов аналитики указывают на постоянную нехватку финансовых ресурсов на уровне предприятий, неразвитую на должном уровне инфраструктуру и "непоследовательное государственное регулирование". Последнее - едва ли не основное препятствие на пути развития украинского агросектора, который унаследовал далеко не лучшие черты советского периода.
Реформы для проформы?
Получив "в наследство" от СССР практически полностью огосударствленный аграрный сектор, власти независимого государства в 1990-х годах провели важную сельхозреформу, распределив земли бывших колхозов и совхозов между их работниками и сельскими жителями. Этот процесс продолжался до 2001 года, а в 2002 году правительство страны ввело мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. Сейчас в стране насчитывается около 13 млн землевладельцев, имеющих средний "надел" в 2,5 гектара. Поскольку значительную часть составляют люди старшего возраста, то владельцы земли самостоятельно не обрабатывают свои участки, а сдают их в аренду.
Сельскохозяйственной политике Украины в 1991-2013 годах не хватало последовательности и прозрачности, потому удалось лишь частично реформировать систему сельскохозяйственного регулирования, которая унаследована с советских времен.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Статья 403 Соглашения предусматривает, что Украина и Евросоюз "будут сотрудничать в целях содействия развитию сельского хозяйства и сельских территорий, в частности путем постепенного сближения политики и законодательства". Основные направления сотрудничества указаны в Статье 404 Соглашения. Среди них: содействие взаимопониманию политик в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий; усиление административных возможностей на центральном и местном уровнях по планированию, оценке и реализации политики; улучшение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора и эффективности и прозрачности рынков, а также условий для инвестирования; распространение знаний путем проведения учебных и информационных мероприятий; обмен лучшими практиками по механизмам поддержки политики в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий и др.
В 2014-2015 годах было проведено несколько важных реформ, направление и ход которых регулировались "Стратегией устойчивого развития Украины-2020", подготовленной в соответствии с требованиями Меморандума о взаимопонимании с МВФ. Также в 2015 году Министерство аграрной политики и продовольствия Украины при поддержке экспертов ЕС разработало стратегию и план действий на 2015-2020 годы, которые определяют направление сельскохозяйственных реформ в течение указанного периода.
Если говорить о конкретике, то следует признать, что большую часть реформ в агросекторе составляли меры по дерегуляции, когда аннулировали 56 сельскохозяйственных разрешений и процедур, что сэкономило 12 млрд грн. В этот период было немало сделано для гармонизации законодательства Украины, регулирующего работу предприятий пищевой промышленности с соответствующим законодательством ЕС, и многое другое.
Однако остался без изменений едва ли не важнейший аспект реформирования сельхозпроизводства. А именно: до сих пор не удается отменить мораторий на продажу земли.
А это во многом нивелирует значимость уже проведенной реформаторской работы. Ибо, как показывает опыт, никакая земельная реформа не решит "продовольственную проблему", если не будет открыт рынок земли. А без полноценной земельной реформы трудно ждать успеха на пути приближения отечественного агросектора к европейскому уровню.
Ключ позитивных изменений
- Задача земельной реформы не создать зерновую или подсолнечную супердержаву, поскольку еще никто не построил успешную страну только на аграрном секторе, - резонно замечает Алексей Мушак, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики.
Но, по мнению эксперта, именно земельная реформа станет катализатором позитивных изменений во всей украинской экономике.
Какие же аргументы приводит народный депутат Украины в обоснование своей позиции?
Первое. Открытие рынка уже в ближайшие два-три года позволит привлечь порядка 10 млрд долларов инвестиций, что в корне изменит существующий деловой ландшафт. Стоит вспомнить, как отчаянно украинское правительство страдало, когда переносили сроки получения кредита от МВФ в размере "всего-навсего" одного миллиарда долларов, чтобы оценить этот показатель. Эти инвестиции заставят провести валютную либерализацию и завершить налоговую реформу.
Второе. Важным эффектом земельной реформы станет увеличение предложения товаров. Ведь земля - это самый ликвидный товар, который можно будет купить за национальную валюту, что позволит стабилизировать и улучшить прогнозируемость валютного курса. И как следствие - долларовые инвестиции придут в сферы с гривневым доходом (например, в частную медицину). А далее - "кругами по воде" - последствия начнут оказывать влияние и на другие сферы экономики.
- Ценность земельной реформы заключается в том, что она является единственным ключом, который запустит цепную реакцию позитивных изменений, - утверждает нардеп Алексей Мушак, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики.
Мораторий вреден для территорий
Тема отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения стала центральной во время круглого стола на тему "Формирование рынка земли в Украине. Как земельная реформа скажется на развитии сельских территорий?". В обсуждении приняли участие практики агробизнеса, представители местного самоуправления, юристы, ученые, которых пригласила Национальная ассоциация сельскохозяйственных совещательных служб Украины при содействии Украинского образовательного центра реформ.
И тут было отмечено, что земельная реформа, в основе которой - создание рынка земли, придаст импульс и для развития сельских территорий.
- Введение полноценной собственности на землю сельскохозяйственного назначения позволит отменить искусственные ограничения конституционных прав почти семи миллионам гражданам - владельцам паев, - утверждает эксперт по вопросам аграрной и земельной реформы, кандидат юридических наук Виктор Масина.
Анна Шиманская, завотделом по вопросам земельных отношений Белгород-Днестровской райгосадминистрации, считает, что де-факто рынок земли в Украине уже сформировался, но преимущественно остается "теневым", из-за чего цена на землю является заниженной.
- Рыночные условия будут способствовать выработке рыночной цены на участки и приведут к развитию малого и среднего бизнеса на селе, - полагает специалист.
В то же время, как сходятся во мнениях эксперты - ученые и практики, - проведению земельной реформы противодействуют крупные аграрные формирования и политики-популисты, которые пользуются общей слабой осведомленностью населения по данному вопросу. В силу чего, подчеркивает Евгений Иванченко из Союза юристов Одесской области, следует как можно активнее информировать граждан относительно их прав и обязанностей в этом процессе. Причем заниматься этим, по мнению юриста, должны в первую очередь государство и органы местного самоуправления.
Эта позиция в полной мере согласуется с положением статьи 404 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, где речь идет об "обмене знаниями и лучшими практиками по политике развития сельских территорий с целью содействия экономическому благосостоянию сельских общин".
Запуск рынка земли позволит оздоровить нынешнюю систему хозяйственных отношений в АПК, поможет "встряхнуть рынок".
"Текучка" против перспективы
Тогда почему же, при столь серьезных и выгодных перспективах, в Украине до сих пор так и не может состояться полноценная земельная реформа? Какие препятствия стоят на пути открытия рынка земли, если совершенно отчетливо видны, судя по цифрам, преимущества европейского подхода к развитию агросектора?
Нардеп Алексей Мушак отвечает на этот вопрос так: "потому, что на самом деле большинство бизнесменов в Украине, как и политики, смотрят на мир с точки зрения cash-flow - денежного потока, а не капитализации".
Что имеется в виду, поясняет эксперт. А именно то, что для компаний, которые мыслят в категориях денежного потока, прибыли и подобных показателей, земельная реформа представляет серьезную угрозу. Ибо тогда существенно возрастут их расходы. Сейчас эти компании могут платить самую низкую в Европе арендную плату за черноземы: порядка 50 долларов (в пересчете на у. е.) за пользование одним гектаром в течение года. Ибо без рынка земли не существует рынка аренды.
Если же отменят мораторий на продажу земли, то тем же арендаторам придется платить за выкуп той же земли как минимум в 20-30 раз больше. Также сейчас арендаторы никоим образом не заинтересованы в улучшении качества земельных участков, что требует больших затрат при относительно долгом сроке окупаемости. Им важно получить прибыль сейчас, а там - почти что в прямом смысле слова - хоть трава не расти.
С другой стороны, в стране есть немалое количество сторонников капитализации, которые как раз поддерживают земельную реформу, хотя и отдают себе отчет в том, что в краткосрочной перспективе это может ухудшить их финансовые показатели. Но, если "играть в долгую", смотреть вперед не на год или два, а мыслить минимум "пятилетками", а то и "десятилетками", то капитализация принесет намного более существенные результаты. Ибо тем компаниям, у которых имеются значительные массивы земли, и стоят больше, и привлечь капиталы им намного проще и дешевле. Поскольку такие компании оценивают не только исходя из анализа финансовых показателей, но также из того, сколько земли находится у них в собственности.
- Соответственно, земельная реформа - это долгосрочная история, - пишет Алексей Мушак. - Она менее прибыльная на коротком промежутке времени, но прибыльнее в длинной перспективе. Потому cash-flow позволяет тебе сейчас зарабатывать деньги, но не дает возможности инвестировать в землю, увеличивать урожайность и много других вещей. Да, после запуска рынка земли придется платить больше как за аренду, так и за покупку. Но это бы дало возможность привлекать средства, проводить модернизацию, инвестировать в землю и увеличивать урожай. И тем самым все бы выиграли.
Соответственно, делает эксперт обобщающее заключение, "борьба противников и сторонников земельной реформы - это в широком смысле борьба сторонников концепции cash-flow со сторонниками капитализации. И это можно расширить на другие сферы. Украина должна наконец-то перейти от концепции короткой перспективы до подхода долгосрочных благ. И как раз открытие рынка земли - это первый серьезный шаг, который запускает необратимые изменения.
Земельная реформа, предусматривающая возможность покупки и продажи ограниченной площади сельхозземель между гражданами Украины, подготовлена на 90 %, но нуждается в обсуждении с собственниками и пользователями таких земель. Об этом сообщила пресс-служба Кабинета Министров со ссылкой на слова Премьер-министра Владимира Гройсмана.
"Мы должны провести больше дискуссий - это чувствительный вопрос... Важно учитывать мнение граждан...", - сказал премьер.
С этим утверждением трудно не согласиться. Вот и мы предлагаем нашим читателям высказать свое мнение по данной теме, которая затрагивает интересы не только аграриев.
Подготовил Александр ГАЛЯС.