Номер 28 (875), 3.08.2007

ПОСЛЕДНЯЯ ПРЕМЬЕРА НА ЧУЖОЙ СЦЕНЕ

Если верить обещаниям, то труппа Оперного театра уже в конце сентября вернется на свою сцену. А как им не верить, когда прошел аукцион по продаже билетов на первый спектакль. Так что состоявшаяся 18 июля премьера оперы Николая Аркаса "Катерина" - это последняя премьера на чужой сцене.

СПРАВКА. Опера "Катерина" была поставлена на сцене Одесского оперного театра в 1989 г. Режиссер-постановщик Георгий Дикий, дирижер-постановщик Давид Сипитинер, художник-постановщик Наталья Бовзенко- Зинкина. Премьера оперы была приурочена к 175-летию Тараса Шевченко, поскольку ее автор - украинский музыкант, композитор, сочинитель романсов и актер Николай Николаевич АРКАС (1853-1909) положил в основу написанного им самим либретто поэму Тараса Шевченко "Катерина". "Катерина" - единственная украинская опера на сюжет Великого Кобзаря. Думается, все помнят, что в поэме идет речь о трагической судьбе девушки, соблазненной и брошенной офицером-москалем, изгнанной из дома отцом, не пожелавшим жить под одной крышей с "покрыткой", и покончившей жизнь самоубийством. Аркас очень удачно ввел в либретто еще один персонаж: образ парубка Андрия, влюбленного в Катерину, создав, таким образом, некий любовный треугольник, усиливающий драматургию спектакля. Музыка оперы очень мелодична, задушевна, в ней есть дух украинской народной песни, хотя прямого цитирования мало. Более того, современники Аркаса упрекали его в итальянизмах. Первое представление оперы состоялось 12.02.1899 г. в московском театре "Аквариум" в исполнении труппы М. Крапивницкого, в которой, кстати, служил и Аркас.

Таким образом, формально прошедший 18 июля спектакль следовало считать не премьерным, а "восстановленным". Но я совершенно сознательно пишу "премьера", потому что более пяти лет прошло с тех пор, как последний раз звучала эта опера в исполнении солистов нашего театра. И хотя заслуженная артистка Украины Галина Жадушкина, буквально по крупицам восстанавливая спектакль, бережно отнеслась к редакции Георгия Дикого, но работать ей пришлось практически с новым составом исполнителей. А еще великий Товстоногов утверждал, что каждый новый актер - это новый спектакль. Поэтому мы и можем говорить о премьере, тем более что замечательные не только вокальные, но и актерские работы молодых певцов Ольги Сподаревой (Катерина) и Валерия Регрута (Андрий) и таких опытных певцов-актеров, как заслуженная артистка Украины Надежда Шакун (мать) и народный артист Украины Анатолий Бойко (отец) - это заслуга Галины Жадушкиной.

Незабываемое впечатление производит финал второго акта, когда Катерина окончательно понимает, что родители неумолимы и ей с младенцем придется покинуть отчий кров. На лице певицы возникает выражение такого отчаяния, такого ужаса, которое трудно забыть. Да и весь третий акт - прощание с ребенком, сцена с Иваном (заслуженный артист Украины Павел Ермоленко) Ольга Сподарева проводит очень убедительно. Прекрасно и вокально, и актерски сделаны сцены Катерины и Андрия. Очень радует, что вновь, после большого перерыва, на сцене нашей оперы можно услышать Валерия Регрута, обладателя сильного тенора красивого тембра (в свое время этот певец произвел на меня отличное впечатление в партии Арлекина в опере "Паяцы").

Если Павлу Ермоленко и Анатолию Бойко пришлось только вспомнить свои партии (эти певцы были их первыми исполнителями), то Надежде Шакун - первой Катерине - нужно было войти в образ, точнее, в душу матери, которая, подчиняясь мужу, отрывает от своего сердца любимую дочь и малютку-внука. Прожитая певицей в свое время судьба Катерины, позволила Шакун-матери яснее прозреть трагедию дочери, сделала ее партию предельно достоверной.

Я не назвала еще одного "старожила" спектакля. Как и на премьере 1989 г. за пультом стоял заслуженный деятель искусств Украины Давид Сипитинер, уверено ведущий за собой оркестр. Говоря о маэстро (вступающего в свой 55-й сезон в Одесском театре), в первую очередь хотелось бы отметить его корректность по отношению к вокалистам. Даже в условиях плохой акустики Театра музыкальной комедии, оркестр ни в одном музыкальном эпизоде не заглушал певцов.

"Катерина" далеко не единственный спектакль, поставленный заново или восстановленный за время скитаний Одесского оперного театра по чужим сценам. Театру есть с чем вернуться в родной дом. И неважно, был ли раньше такой спектакль в афишах театра, или нет, потому что, поговорка новое - это хорошо забытое старое, не всегда верна. Думаю, что в данном случае она оправдывается лишь частично. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Нельзя восстановить спектакль, не внеся в него свежую струю. И мне кажется, что такую свежую струю внесли в старый спектакль новые исполнители и режиссер восстановления Галина Жадушкина.

Елена КОЛТУНОВА.