Номер 27 (1559), 16.09.2021
В эту школу дети торопятся. Потому что для них она — удивительный мир игры и новых знаний, которые им дарят учителя. Таков главный позитивный результат работы коллектива одесской школы № 26, которая реализует пилотный проект "Новой украинской школы".
Для справки.
Суть "Новой украинской школы" заключается в реформировании системы образования, направленном на то, чтобы сделать выпускника конкурентоспособным в 21-м веке. А именно: за годы учебы сформировать личность всесторонне развитую, способную к критическому мышлению, патриота с активной жизненной позицией, способного изменять окружающий мир и учиться в течение всей своей жизни.
Формула "Новой украинской школы" состоит из восьми базовых компонентов:
— новое содержание образования, основанное на формировании компетентностей, необходимых для успешной самореализации в обществе;
— педагогика, основанная на партнерстве между учеником, учителем и родителями;
— мотивированный учитель, который имеет свободу творчества и развивается профессионально;
— ориентация на потребности ученика в образовательном процессе, детоцентризм;
— сквозной процесс воспитания, который формирует ценности;
— новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новое содержание и приобрести компетентности для жизни;
— децентрализация и эффективное управление, которые дадут школе реальную автономию;
— справедливое распределение публичных средств, которое обеспечивает равный доступ всех детей к качественному образованию.
Когда переступаешь порог школы № 26, сразу оказываешься в мире творчества и знаний. Ко всему здесь подходят креативно и осмысленно. Об этом говорят слова на стене: "Кредо школы — быть творцом через постоянное совершенствование, через ценности: справедливость, ответственность, безопасность".
Школьный день тут начинается с утренней встречи, где ребята с учителями обсуждают тему этого дня. Малыши выбирают рисунки, которые объясняют их эмоции.
— Если ребенок пришел в школу с плохим настроением, то моя задача — поднять это настроение до уровня, когда солнышко улыбается, — объясняет учительница Светлана Митрофанова. — Мы вовлекаем ребенка в игру, в ходе которой он получает знания. Благо "Новая украинская школа" позволяет применять различные методы. А благодаря интерактивной доске мы можем использовать современные программы обучения.
Коля показывает на картинке, кто выше, а кто ниже, и экран сразу реагирует на его ответ. Маша определяет, что холоднее, что горячее. А еще ребята очень любят заниматься с игрушками. Тоня показывает и объясняет, что вот лиса — она хитрая, а вот филин — он мудрый.
— Дети не только получают информацию, но и учатся решать задачи на практике, — говорит Светлана Николаевна. — Четыре года обучения по программе "Новой украинской школы" помогли детям стать более раскованными, свободными, любознательными, целеустремленными. И что очень порадовало, все в классе научились решать примеры и задачи.
Очень важно, что стимул для ребят — вовсе не хорошие оценки, как было прежде. За свои ответы в начальной школе дети не получают отметки. В основе обучения — самооценивание. Галя сегодня написала диктант лучше, чем в прошлый раз...
А Саша потрудился, не просто выучив стихотворение, но и прочитав его с выражением...
Каждый совершенствуется, постепенно выбирая то направление, в котором он хочет развиваться. У Кости лучше получается решать примеры. А Тоне нравится читать книги и танцевать в балетной школе.
Кроме уроков, для ребят открыты кружки по интересам: вокальный ансамбль "Дзвiночок", хореографический "Кобзар", театральный кружок "Калинове намисто", военно-патриотический "Джура", спортивные секции, арт-студии и многое другое.
При этом вся организация учебного процесса происходит в сотрудничестве с родителями.
Так, именно по инициативе родителей в школе открыли вокальную студию, и желающие получили возможность учиться искусству пения. И так во всех сферах: строго соблюдается треугольник "ученик — учитель — родители".
В школе № 26 все педагоги открыты новациям. Тут приветствуются любые проекты, которые помогают детям расти и развиваться.
Директор школы Татьяна Жорницкая инициировала идею, и ее претворили в жизнь преподаватель Елена Чебан и ее ученики, создав виртуальный музей "Старопортофранковская — улица учебных заведений" (именно на этой улице находится школа № 26). История этого музея началась семь лет назад, когда, изучая историю Одессы, ученики создали проект "Городское девичье училище", поскольку школа размещается в здании, которое занимало это училище. Затем ребята расширили свой поиск, начали собирать материалы обо всех учебных заведениях, которые были расположены в разные годы на улице Старопортофранковской. Полученную информацию систематизировали, подготовили видеоролики. История улицы отражена в графике и рисунках старинных сооружений, зданий учебных заведений на стенах коридора школы. Рядом размещены QR-коды с видеороликами и историческими справками об изображенных зданиях. Работали в содружестве уже упоминавшегося треугольника "школьники — учителя — родители". Музей занял второе место на городском конкурсе ученических проектов в номинации "Историко-краеведческий проект".
Школа № 26 стала в Одессе пионером в реализации "Новой украинской школы", которая не только дает знания, но и учит применять их в жизни.
— Наша школа была выбрана четыре года назад для пилотного проекта в том числе и потому, что у нас не только преподают, но и мыслят на украинском языке, — рассказывает Татьяна Жорницкая. — В этом учебном году, успешно пройдя этап реформирования начальной школы, мы начали внедрять новый государственный стандарт обучения в пятых классах. Большую помощь нам оказали финские коллеги в обустройстве, модернизации и внедрении новых учебных программ по проекту «Фiнська пiдтримка новоï украïнськоï школи» або «Навчаємось разом».
Проект "Фiнська пiдтримка новоï украïнськоï школи" — четырехгодичная программа сотрудничества между Украиной и Финляндией с 2018 года. Педагоги и школьники — активные участники этой программы. Дети работают в парах, группах, учатся коллективно решать вопросы. Все педагоги и сотрудники прошли курсы повышения квалификации и получили сертификаты "Новой украинской школы". Большое преимущество реформы в том, что мы получили большую автономию, можем сами выбирать программы. Например, у нас разработан интегрированный курс преподавания украинского языка и зарубежной литературы. Готовя эти курсы, мы провели опрос среди родителей, что, на их взгляд, полезнее будет для детей, интереснее для них. И выбрали соответствующие программы. Опыт у нас уже накопился достаточный, и теперь мы можем помогать другим школам в реализации идей и форматов "Новой украинской школы".
Своим опытом школа № 26 поделилась на Всеукраинской (не)конференции в формате мини-EdСamp, в которой приняли участие 200 учителей из 23 регионов Украины. Тема была такая: "Образование сегодня изменяем вместе: безопасное общество, эмпатия, медиаграмотность, цифровые технологии, здоровая и экологическая школа".
В классах шили символ конференции — белую ворону: по натуре своей инициативную, которая не сидит дома, а желает совершенствоваться в отличие от серой вороны. Педагоги получили новые знания, которые уже применяют в учебном процессе.
Да и перемены — не просто отдых. Ребята выходят из классов в коридор, который раскрашен яркими красками, символизирующими целеустремленность, уважение, безопасность, здоровый, экологический образ жизни. У каждого в школе — свое направление, каждый на своем месте вносит вклад в одно дело — единую дружную школьную семью.
Мнение специалиста.
Педагог-методист Раиса Краева считает, что программа "Новой украинской школы" реально помогает развить личные качества ученика, дает ему свободу мышления, помогает выбрать правильную стезю. А преподавателю не даст законсервироваться в догматике и "выгореть", поскольку стимулирует к развитию.
— Программа "Новой украинской школы" позволяет детям быть разными, — говорит опытный педагог, — равно как и учителям. Очень важно наличие методики, которая использует визуальные средства, моторику и т. п. И конечно, то, что учтено наличие социальных сетей, где можно делиться опытом.
Безусловно, определяющим является то, как администрация школы будет толковать и реализовывать пункты программы. Насколько я вижу, школа № 26 сделала много шагов вперед и вышла на достойный уровень. Сотрудничество с зарубежными партнерами поможет нашей школе стать гармоничной, человечной и современной.
Подготовила Инна ИЩУК.
Материал подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Содержание публикации является исключительно ответственностью автора и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза, Министерства иностранных дел Финляндии.