Номер 26 (1172), 19.07.2013

МОРСКОЕ ПИРАТСТВО ПЕРЕБАЗИРОВАЛОСЬ В НИГЕРИЮ

В апреле у берегов Нигерии был случай захвата украинских моряков. После кратковременного плена ребята уже на Родине - в числе 15 соотечественников, в этом году побывавших в заложниках. Индусский экипаж судна "Альбедо" находился в плену сомалийских пиратов больше двух лет. Два моряка погибли. Судовладелец занялся судном только после того, как проблему подняли специалисты программы "Гуманитарный ответ пиратству". Ими были проведены переговоры с представителями сомалийского правительства. И в результате силового захвата экипаж был освобожден. Эти данные и многие другие были представлены в отчете "Цена морского пиратства 2012", который был представлен в Лондоне 18 июня 2013 года. Об этом наш разговор с Александром Димитревичем, Региональным директором Международной программы "Гуманитарный ответ морскому пиратству" в странах СНГ и Балтии.

Объединенный отчет "Цена морского пиратства 2012" - уже третий опубликованный документ, который дает представление о масштабах пиратства и ущерба от него. Согласно представленным данным, в 2012 году пиратство обошлось мировой общественности в рд долларов, из которых $5 млрд легли на плечи судоходной индустрии. В прошлом году от рук бандитов погибли пять гражданских моряков и трое сотрудников служб безопасности. В плену по-прежнему остаются 80 человек. Риск столкнуться с пиратством увеличился в районе Гвинейского залива, но при этом опасность встретить сомалийских пиратов уменьшилась на 78 %.

- Такие результаты были достигнуты благодаря комплексу мер: наличию вооруженной охраны частных фирм, патрулированию вод натовскими военными, европейскими ВМС, наличию системы оповещения, - комментирует Александр Димитревич. - Огромный вклад внесли "миссионеры", представляющие различные организации и службы на побережье Сомали. Они вели просветительскую работу с шейхами и доводили до их сведения, что захват заложников является грубым нарушением Корана и религии. И в этом смысле получали поддержку некоторых кланов. Все эти меры сработали.

В то же время, если в районе Сомали захватов стало меньше, то появилась большая проблема в районе Нигерии. Там пиратство отличается целым рядом характеристик. В основном, это хорошо обученные вооруженные группы, состоящие из бывших военных, которые, подходя на скоростных лодках, могут быть очень агрессивными. Они нападают с целью грабежа. У них нет возможности увести судно. И они в основном похищают моряков с борта судна. При этом в момент нападения, атаки могут стрелять, причем в людей. Сомалийцы же более склонны запугивать. За год в Гвинейском заливе были захвачены 15 украинцев. Всего атаковано 966 моряков на судах, из них 206 были захвачены в плен. Период их удержания составил от 4 дней до месяца. Пять человек удерживаются с целью получения выкупа до сих пор.

Разбои и грабежи происходят в Малаккском проливе, у берегов Южной Америки, где пираты проникают на борт корабля и крадут из кают технику и деньги.

Серьезную обеспокоенность вызывают не только цифры, но и эмоциональное состояние моряков после нахождения в плену и освобождения. Насилие над членами экипажей растет, о чем свидетельствует представленный в отчете анализ жестокости пиратов и восприятие моряками ситуации.

За все время атак современных морских пиратов в плену побывали 190 украинцев, за прошлый год всего 15, что говорит о действенности мер по борьбе с пиратством, в которую включился весь мир.

- Программа противодействия пиратству была основана три года назад, - отметил Александр Димитревич. - Пиратство было на пике, и морское сообщество понимало, что надо что-то делать. Все включились: международная морская организация, профсоюзы пытались внести дополнения к коллективным договорам. Программа была инициирована фондом ITF, куда вошли специалисты в области психотравмы, социологи, психологи, антропологи, знатоки морских практик, юристы. Мы начали разбирать ситуацию по частям, что важно морякам. И сразу же поняли, что программа должна быть ориентирована не только на моряков, но и на их семьи. Когда нам плохо, мы думаем о близких. Мы не являемся обособленными элементами, у нас есть окружение. Мы начали проводить интервью с моряками. Мы задаем вопросы: что произошло, как это было, что вы переживали. И как вам можно было помочь? Моряки чувствуют себя гораздо безопаснее, если на судне предприняты комплексные меры защиты. Они скептически относятся к возможности поливать пиратов из брандсбойта водой, а также к предложению маневрировать. Но все отмечают эффективность комплексных мер - наличие "спирали Бруно", разрядов электрического напряжения, водяных пушек и вооруженной охраны, что дает возможность чувствовать себя более уверенно. Они отмечают, что после попадания в плен наряду с унижением, страданием, лишением приходит мысль об ответственности перед семьей. Ведь моряки идут в море заработать. А вместо этого находятся в плену. Второй момент, что они могут быть обвинены судовладельцем в неправильных действиях, из-за чего произошел захват.

На вопрос, что вам помогло пережить пиратский плен, они отвечают по-разному.

Одному - молитвы.

Второму - мысли о семье, третьему - позитивное мышление, друзья.

Четвертый мысленно строил дом и думал, что он сделает, когда вернется, как устроит ландшафт, высадит деревья.

Они сами пришли к подобным выводам и играм, которые позволили выжить. Но есть такие техники, которые рекомендованы психологами. Кроме того, по возвращении практически все отметили, что было бы полезно с кем-то пообщаться, кто знает их ситуацию. Несмотря на то, что мы скептически относимся к вопросу, сможет ли нас кто-то поддержать. Но нам нужно с кем-то говорить. Наш менталитет очень сильно отличается и разнится с индусами и филиппинцами. Индусы придут к своим коллегам и специалистам, чтобы поговорить о ситуации. Филиппинцы пойдут к психологам и священникам. А украинцы в большинстве случаев не прибегают к такой помощи.

Основываясь на подобных данных, мы делаем выводы и заключения. Моряки для нас являются учителями. Их ответы положили в основу руководства "Правильная практика" для судоходных компаний и офисов для поддержания моряков и членов их семей в кризисных ситуациях". Также мы начали обучающую работу.

Каждый моряк, отправляясь в рейс, должен знать, на что он идет. Что может сделать компания в случае захвата пиратами. Поэтому не лишне спросить перед уходом в рейс, есть ли на судне вооруженная охрана, будут ли переговорщики, заплатят ли выкуп в случае захвата пиратами. 87 % европейцев предпочитают оговорить проблему, лучше понимать, что делать, если что-то произойдет. У нас же в семьях предпочитают не знать, надеясь на авось.

Поэтому мы считаем, что стоит привлекать судовладельцев и крюинговые компании, от которых зависит безопасность моряков, морские береговые сообщества, тренажерные центры, преподавателей. Они должны дать морякам всю информацию о проблеме, поддержать семьи, дать знать в соответствующую службу. Если проблема есть, ее нужно решать. И все больше морских вузов, крюингов признают это. Перед уходом в рейс моряк обязательно должен знать свой контракт. Какая компенсация предполагается по болезни, травме и при попадании в пиратский плен. Мы видели, что было с экипажами, которых не интересовали эти проблемы. Вернувшись на Родину, они не получили компенсации, должного лечения и помощи. Потому что все были уверены, что в контракте что-то об этом есть. Но не проверили...

Поэтому в наших планах - дальнейшее проведение тренировочных модулей как для моряков, так и для специалистов судоходных компаний и крюинговых агентств, анализ кризисных ситуаций, исследования, которые помогут в решении вопросов психологической подготовки экипажей.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.