Номер 25 (1465), 11.07.2019
(Продолжение. Начало в №№ 10-24.)
Передвигаться по Риму пешком очень занимательно, но совсем непросто. И дело не только в толпах людей практически в каждом переулке и довольно больших расстояниях.
Возможно, вы помните, что город стоит на семи холмах. И это не красивое словосочетание, а жизненная реальность. Потому и приходится то и дело шагать вверх и вниз по незаметным глазу склонам. Неслучайно здесь много лестниц - от коротеньких в несколько ступенек до парадно-монументальных, ставших украшением столицы.
Вряд ли вскормленные волчицей братишки Ромул и Рем задумывались почти три тысячи лет назад над удобствами передвижения, когда согласно легенде основали поселение в этом месте. А вот современным римлянам и туристам приходится эти косогоры преодолевать.
Впрочем, стоит ли жаловаться? Рельеф местности здесь куда комфортнее, чем в предгорных городках, коих на нашем континенте множество. Скажу больше: в свой первый приезд в Рим я даже внимания на такие мелочи не обращал, вышагивая с коллегами по полтора-два десятка километров, то и дело задирая голову для осмотра величественных куполов, башен, колонн, статуй и дворцов. Даже не помню, где именно находилась наша гостиница, ибо в ней только спали несколько часов и снова - в поход.
А вот вторую и последующие свои римские гостиницы запомнил хорошо. В названии второй меня соблазнило наличие слова "Треви". Мы не прогадали. Нет, сама гостиница ничем не порадовала. Старое здание, узкая скрипучая лестница, по которой едва можно было протащить чемодан, малюсенькая комнатка с аскетичной меблировкой и отсутствием места для багажа. Но самым большим плюсом было месторасположение. К самой гостинице даже такси не могло подъехать, ибо стояла она в узеньком переулке в пешеходной зоне.
Но до фонтана Треви было всего несколько десятков метров. Мы добрались сюда поздним вечером и сразу вышли на небольшую площадь. В этот час народу заметно поубавилось. Можно было подойти к величественному сооружению вплотную, зачерпнуть воду из громадной каменной чаши. Говорят, что, если выпить этой водицы и бросить монетку, гарантированно вернешься в Рим. Слышал, что муниципальные службы, обслуживающие фонтаны, только из Треви вынимают каждую неделю тысячи евро мелочью. По официальной версии, эти монетки идут в фонд реставрации древностей.
Фонтан Треви считается самым роскошным в столице. Вы можете представить, что это значит в городе, где достопримечательности на каждом углу. Интересно, что на этом месте заканчивался акведук (то есть водовод), построенный еще до нашей эры. Его восстановили в ХV веке и по велению папы оборудовали каменный бассейн для сбора воды. Двести лет спустя знаменитый архитектор Бернини проектировал на этом месте фонтан, но соорудил его еще сотней лет позже другой мэтр - архитектор Сальви. И вот что открывается зрителю. Колоссальная многофигурная композиция, в центре которой статуя Океана в карете в виде раковины. По бокам крылатые кони. Вокруг них скалы, за спиной фасад дворца с колоннами и изящными статуями в нишах. Все это великолепие предстает в водяных брызгах и под аккомпанемент беспрерывного шума мощных струй.
Вечером эффект усиливается почти сказочной подсветкой, придающей фонтану вид шикарных декораций.
Возле этого чуда мы жили, то и дело проходя мимо, невольно замедляя шаг и в третий, и в пятый, и в десятый раз. Сколько бы раз я потом ни приезжал в Рим, визит к фонтану Треви оставался в моей программе обязательным...
В описаниях римского Форума и Колизея, кажется, я упоминал, что эти древности лежат в районе Палатинского холма. От фонтана Треви всего несколько кварталов до другого очень важного места - холма Квиринал. В эпоху античной республики сабинского бога Квирина отождествляли с основателем города Ромулом. В древности на вершине холма стоял языческий храм. Но в период правления пап здесь началось грандиозное по тем временам строительство их резиденции. В итоге вырос Квиринальский дворец, служивший папам почти триста лет вплоть до объединения Италии в единое государство. Герб папы Климента ХII, заказчика этой земной роскоши, до сих пор остается на фасаде. Хотя с 1870 года он оказался резиденцией правящей Савойской династии, а после Второй мировой войны дворец отдан президентам Итальянской Республики. В залах сохранилось множество произведений художников разных эпох. Но это не музей. Интерьеры остаются только для избранных. А вот парадную площадь перед дворцом можно осматривать беспрепятственно. Двести лет назад в центре установили обелиск, позаимствованный из храма Августа. Его дополняют древние скульптуры, а у подножия композиции - фонтан с каменной чашей.
В то же время, что и Квиринальский дворец, на другой стороне площади строилось Палаццо делла Консульта, в котором нынче расквартирован Конституционный суд страны. Словом, площадь была и остается средоточием атрибутов власти.
Перед тем как отправиться на другую выпуклость, предлагаю сходить на площадь Республики. Она примыкает к огромному комплексу терм Диоклетиана и занимает часть их бывших территорий. Банный комплекс, построенный около 300 года, стал тогда самым вместительным в городе: одновременно водные процедуры в нем могло принимать до трех тысяч человек! Сегодня от терм остались немаленькие руины, перед ними скромно примостилась церковь Девы Марии Ангелов и Мучеников, которую Микеланджело удачно вписал в древний ансамбль. Все это стало обрамлением площади Республики, где в глаза первым делом бросается что бы вы думали? Правильно - опять фонтан. Его несколько раз то закрывали, то открывали. А все из-за чего? Четыре веселые и несколько фривольные наяды, резвящиеся вместе с морскими обитателями, смущали отцов церкви и города. Но пришли новые времена. Фонтан Наяд остался на месте, мощная струя воды взлетает к небу, и мы можем всем этим любоваться на фоне руин терм с одной стороны и выстроившегося полукругом ансамбля зданий с арочными галереями - с другой...
От площади Республики прямая, широкая Виа Национале ведет к Капитолийскому холму. Почти перпендикулярно к нему подходит улица Императорских форумов, и отсюда рукой подать до Колизея. Но там мы уже побывали. Давайте побродим по Капитолию. Заметьте, такое же название носит место, где заседают в Вашингтоне американские сенаторы. Так любят называть свои правительственные центры и в более мелких государствах. Все это восходит к Древнему Риму.
Началось все с того, что холм стал священным местом римских богов. Здесь соорудили храмы Юпитеру и Юноне, сюда переместился политический центр, к Капитолию направлялись шествия полководцев, одержавших важные для римлян победы. Так заведено было издавна и продолжалось веками. Со временем на холме выстроили великолепные дворцы, от подножия идут прекрасные лестницы. Мы решили подняться по той, что была спроектирована Микеланджело по случаю приезда Карла V. Она украшена множеством статуй, найденных или перенесенных сюда из других мест города. Почти все они созданы в эпоху империи. Поднявшись по лестнице, оказываемся на Капитолийской площади, которую с трех сторон обрамляют дворцы. Саму площадь и два дворца проектировал также лично гениальный Микеланджело, достигший тогда преклонного возраста. В центре пространства он поместил найденную в другом конце города конную статую императора Марка Аврелия, отлитую из бронзы. Ее поместили на пьедестал перед Дворцом сенаторов. Ко входу к нему ведут две изящные боковые лестницы, а под ними в центре оборудован традиционный фонтан. Над дворцом возвышается Капитолийская башня с часами, снятыми некогда с одной из старинных церквей. На макушке башни - богиня Рома и позолоченный крест.
Дворец облюбовала римская мэрия. Из ее окон и с балконов открываются прекрасные виды на весь старый город. Как говорится, работай - и радуйся!
Два других дворца на Капитолийской площади - Консерваторов и Новый - были построены чуть позже, но выдержаны в том же стиле, что и Сенаторов, образуя вместе гармоничный ансамбль. Оба дворца давно стали музеями с прекрасными произведениями скульптуры и живописи. Основы коллекций заложены папами еще в ХV веке, когда часть накопленных церковниками несметных богатств они понемногу передавали в дар местному муниципалитету.
С площади виден стоящий на соседней возвышенности храм Богоматери Жертвенник Небесный. Первые культовые сооружения на этом месте относятся к древнеримской эпохе. Как и все, что находится на Капитолии, этот храм стал едва ли не главным для знати. Здесь проходили заседания средневекового сената. Собор при внешней строгости сохранил великолепные интерьеры со старинной мозаикой и фресками, с позолоченными сводами и античной утварью, с древними захоронениями и коллекцией свитков. К храму можно подняться по строгой широкой лестнице, начинающейся под углом к лестнице проекта Микеланджело.
* * *
Следующую остановку я бы сделал на площади Навона. Не стал говорить о ней, когда описывал места, связанные с Древним Римом.
На самом деле площадь раскинулась совсем недалеко от Пантеона и в относительной близости к мавзолею Адриана, что за Тибром. По сути, площадь тоже напоминание об античности. Она находится на месте стадиона Домициана, младшего сына императора Веспасиана. Стадион вмещал 30 тысяч зрителей. Площадь сохранила древний овал и внушительные размеры (240 на 65 метров). То, что мы видим сегодня, возникло уже в ХVII веке. Все идут посмотреть опять-таки на фонтаны. Их тут три. Они спроектированы архитектором Бернини и собирают толпы зрителей. Благо на обширной территории места хватает.
Центральный фонтан Четырех рек изначально задумывался как основание для египетского обелиска, перенесенного сюда из древнего цирка. Обелиск опирается на скалу со зверями, а по четырем сторонам сидят символические фигуры, олицетворяющие реки Дунай, Нил, Ганг и Рио-де-ла-Плата, а соответственно и материки.
В дальних углах площади расположились другие многофигурные композиции - фонтаны Мавра и Котельщиков. Нужно заметить, что в Риме фонтаны не просто чаши с водой. Я бы даже сказал, что вода в них вторична. Как правило, это целые скульптурно-архитектурные сооружения, ставшие центральными элементами площадей и парков. Настоящие произведения искусства, сотворенные лучшими мастерами.
Но Рим не был бы Римом, если бы на такой большой площади, как Навона, не вырос солидный храм. Здесь мы видим церковь Святой Агнессы на Арене (того же периода, что и фонтаны Бернини). Своеобразие этого культового объекта состоит в том, что он стал как бы центральной частью длиннейшего монументального здания, вытянувшегося по одной из сторон бывшего стадиона.
Кстати, неподалеку есть так называемый дворик Браманте, увидев который папа Юлий II решил поручить строительство нового собора Cвятого Павла в Ватикане именно этому архитектору. И, как показало время, не ошибся...
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Полный текст путевых записок
Аркадия РЫБАКА
издан 3-томником под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?".
Книги можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 649-656, 649-503, 649-668)
и во Всемирном клубе одесситов