Номер 25 (872), 13.07.2007

ЯКУБИНЦЫ

Не путать с ЯКОБИНЦАМИ, то есть с представителями революционных слоев населения Франции, сторонниками Робеспьера и Марата. Хотя ЯКУБИНЦЫ тоже свершили, пусть небольшую, но революцию в представлениях некоторых наших зрителей. Речь идет о труппе Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа (г. Витебск), гастроли которого проходили в Одессе. Сами белорусы предпочитают называть себя "Коласовцами". Мне же больше нравится - "Якубинцы". Звучно и революционно. А революция в том, что, во-первых, театр им. Якуба Коласа еще раз доказал, что провинция - понятие не географическое, и что кругозор творческих личностей не зависит от места их проживания. Во- вторых, театр доказал также, что и сугубо современную драматургию, и классику можно ставить, не прибегая к новомодным вывертам, оставаясь верными авторской концепции, и при этом не выглядеть замшелыми ретроградами. Собственно говоря, именно потуги выглядеть "столичными львами" и есть провинциальность.

Но перейдем непосредственно к гастрольным спектаклям, прошедшим на сцене Театра музкомедии (Одесский театр музкомедии в это время с успехом гастролировал в Витебске - такой вот культурный обмен). Белорусы привезли 4 спектакля: "Поминальную молитву" Г. Горина, "За двумя зайцами" М. Старицкого, "Отца" А. Стриндберга и пьесу своей современницы и землячки Дианы Балыко "Психоаналитик для психо..."

Гастроли начали, благословясь, то есть с "Молитвы", поставленной приглашенным театром режиссером Ю. Пахомовым. Не самое удачное начало и не самый удачный выбор спектакля для гастролей в Одессе, куда каждый второй гастролирующий театр считает должным привезти шедевр Шолом-Алейхема - Горина. Достаточно назвать "Поминальную молитву" с Тевье - Богданом Ступкой и прошлогодний, ошеломивший всех глубиной прочтения и органичностью игры актерского ансамбля спектакль Читинского театра. Естественно, на знакомой до зубной боли пьесе, привезенной незнакомым для большинства одесской и курортной публики театром, мягко говоря, аншлага не было. Да и постановка при вполне добротных актерских работах не блистала режиссерскими находками, более того, бросался в глаза ряд мелких, мгновенно исправимых, но существенных неточностей в поведении и костюмах некоторых персонажей.

Зато второй спектакль, "За двумя зайцами" собрал зрительский кворум и вызвал бурю аплодисментов. Постановку Михаила Краснобаева отличала буквально скульптурная отточенность мизансцен. Да и спектакль начинается и заканчивается "стоп-кадром" действующих лиц, застывших в момент движения. Яркая, оригинально решенная, многофункциональная сценография спектакля - заслуга художника Светланы Макаренко. Очень хорошее впечатление оставили работы Анастасии Кружаловой (Пронька), темпераментной Юлии Крашевской (Химка), засл. арт. Беларуси, лауреата Госпремии БССР Валентины Петрачковой (Явдоха). Отдельно хочется сказать о молодом, талантливом, очень пластичном актере Артеме Бородиче (Свирид Голохвостый). Актерско-режиссерское решение образа Бородич воплощает безупречно, но вразрез с концепцией Старицкого, заложенной в названии пьесы. Голохвостый Бородича гонится лишь за одним зайцем.

Третьим по счету прошел спектакль по пьесе А. Стриндберга "Отец", поставленной художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским. Сразу же большое впечатление производит сценография художника Анатолия Козака. Она настраивает на грядущую трагедию. Бесконечный ряд ажурных стрельчатых конструкций производит впечатление бесчисленной анфилады комнат старого дома, где царит, всесильный дух Женщины (ее огромная фигура время от времени бродит по дому), где персонажи заблудились между добром и злом, и не найти здесь выхода никому из героев. И если бы возникла вдруг надпись: "Оставь надежду, всяк сюда входящий", никто бы не удивился. Из хороших актерских работ: Ротмистр - Валентин Соловьев (он же исполнял роль Тевье), Лаура - народная артистка Беларуси Светлана Окружная, Доктор Эстермарк - народный артист Беларуси, лауреат Госпремии БССР Тадеуш Кокштыс, хочется выделить работу уже упомянутой в этой статье Валентины Петрачковой, исполнившей роль старой кормилицы. Преданная своему воспитаннику, любящая его, она тоже женщина этого дома, и потому зло, причиненное герою, исходит и от нее. Трагедию раздвоенности между любовью, преданностью и предательством Петрачкова играет с огромной силой и достоверностью.

Последний из привезенных спектаклей оказался неожиданным. Предупрежденная о гастрольно-курортном характере и предназначении спектакля, я поначалу отнеслась к нему скептически, тем более, что завязка пьесы, педалирование сексуальных проблем персонажей настраивала на негативное восприятие. Да и зал вначале принимал спектакль настороженно. Неожиданный финал, изящество постановки и актерских работ не просто примирили всех со спектаклем... Зрители долго не хотели отпускать актеров, показавших не только отличную игру, но и превосходную хореографическую подготовку. Лишь недавно я писала о том, что начал надоедать режиссерский прием "комментирования" (а фактически, разбавления) действия с помощью введения подтанцовки. Постановщик спектакля Сергей Куликовский доверяет исполнение хореографических номеров, движущих действие, самим актером. Сцена любви, свалившейся на героев, как снег на голову, блестяще решена и поставлена балетмейстером Светланой Макаренко. Герои (актеры Артем Бородич и Наталья Соломахо) в снегопад затевают восторженную игру с еще одним немаловажным персонажем пьесы, комментатором и движителем сюжета - Ученым Котом (Юлия Крашевская).

К сожалению, акустика нашего Театра музкомедии и большая, чем в родном Витебске, сцена создавали актерам определенные неудобства, приходилось форсировать голоса, что мешало актерам и зрителям (хотя восприятию спектаклей абсолютно не мешало то, что шли они на белорусском языке). Кроме того, размер сцены не позволил гастролерам показать спектакль "Шагал-Шагал", за который театр, много гастролирующий за рубежом, получил на Международном фестивале театров в Эдинбурге премию. А в целом театралы получили большое удовольствие от знакомства с коллективом театра им. Якуба Коласа.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото Л. БЕНДЕРСКОГО: сцена из спектакля "Поминальная молитва".