Номер 24 (820), 23.06.2006

ЭКРАННЫЕ ПОРТРЕТЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Когда мы писали о МКФ "Молодость", то в главе "Олени из киевской упряжки" называли имя почетного гостя фестиваля, английского режиссера Джона ИРВИНА, получившего за достижения в кинематографе "Скифского Оленя".

Джон Ирвин – один из немногих англичан, сделавших успешную карьеру в Голливуде. Правда, приехал он на "фабрику грез" уже будучи известным режиссером. Его дебют в Голливуде в 1980 г. (кинолента "Псы войны") оказался ударным и, как он сказал в интервью, послужил ему входным билетом и позволил работать с такими легендами и звездами, как Фред Астор или, скажем, Арнольд Шварценеггер.

В отличие от других знаменитостей Джон Ирвин не давал большую пресс-конференцию, а согласился на встречу с тремя-четырьмя журналистам для беседы "в узком кругу".

Так получилось, что я в числе еще четырех журналисток удостоилась чести беседовать с Джоном Ирвином. Первый вопрос прозвучал не с нашей стороны, а со стороны режиссера.

— Почему у вас в журналистике одни девушки?

Ну что тут ответишь, пришлось отшучиваться, но в конце беседы удалось припомнить режиссеру его вопрос.

ОТ КОМИКСОВ К БОЛЬШОМУ КИНО

— С чего началось ваше увлечение кинематографом?

— Мне было лет пять, когда бабушка впервые привела меня в кино. Я буквально заболел им. Начал дома играть "в кино". Из стульев устраивал сцену. Разыгрывал разные действия, втягивал в игру всю семью.

— Вам нравилось быть актером в этой игре или уже тогда хотелось быть режиссером?

— Мне нравилось все, что было связано с кино. Я был и актером, и режиссером...

— Случайно вы в детстве не рисовали комиксы?

— Как вы угадали! Рисовал. Вдруг оказалось, что у меня есть способности к рисованию. Я делал очень похожие портреты. Но когда меня отдали в закрытую школу, то там мне запрещали рисовать комиксы. В этом занятии находили что-то предосудительное. Но я все равно рисовал, а чтобы не было неприятностей, я свои комиксы не подписывал, так они и остались безымянными.

— Вы много лет работали как документалист. Оказало ли это влияние на ваше творчество в игровом кино?

— Хороший вопрос! Огромное влияние. Режиссер-документалист со своей камерой находится как бы в гуще событий. Это стало для меня творческим кредо и при съемке художественных фильмов. Я стараюсь показать происходящее не со стороны, а как бы изнутри, сохраняя при этом натуральность происходящего.

— Нам показали турецкий фильм, в котором оператор, чтобы подчеркнуть "натуральность" происходящего, непрерывно чуть ли не размахивает камерой. Это очень утомительно.

— Все хорошо в меру. Я согласен, что следить за дергающимися кадрами тяжело. Такой режиссерский и операторский прием сам по себе тоже искусственен.

— Чем отличалась ваша работа в Голливуде от работы в Англии? Где вам было комфортнее работать?

— Между Голливудом и работой на ВВС такая же разница, как между американским и английским футболом. В том и другом случае играют на поле, но по разным правилам. В Англии я был хозяином положения. В Голливуде меня и всю группу нанимает на работу продюсер. Он главное лицо. В Голливуде слишком большую роль играют деньги, которые там крутятся. Огромные денежные обороты приводят часто к тому, что большие студии поглощают маленькие. В 1989 году я ставил картину "Ближайший родственник", в ней играли такие отличные актеры, как Хелен Хант и Патрик Свейзи... Но студию, где шли съемки, выкупили Warner Brosers, и все в один день рухнуло. Словом, Голливуд – место для творчества не всегда безопасное.

— Как вам работалось со Шварценеггером?

— Так же как и с другими знаменитостями. Он был знаменит только своей фактурой – одно слово Терминатор. Мне его характеризовали, как очень слабого актера, и даже рекомендовали набрать группу из еще более слабых артистов, чтобы он не очень выделялся. Я пошел по другому пути – набрал сильных актеров, это сработало. Я говорю, что это были единственные съемки Шварценеггера, где он не снимал рубашку, не демонстрировал свои мышцы.

— С кем из знаменитостей вы еще работали?

— У меня снимались Майкл Кейн, Патрик Свейзи, Миа Ферроу Ума Турман...

— Вы снимали даже Фреда Астора, легендарного танцовщика?

— Да, я снимал его в компании Дугласа Фербенкса-младшего и Мелвина Даглеса. И знаете, что мне сказал Фредди? Он сказал, что играть ему нравится гораздо больше, чем танцевать. Вообще, это были уникальные съемки легенд Голливуда.

— Ваша картина "Четвертый ангел" была навеяна предчувствием беды?

— То, что произошло в Америке 11 сентября 2001 года, меня поразило. Интересно, что я не хотел делать фильм про арабских террористов, это мне показалось банальным. Я сделал боевик про балканских террористов. И вот премьера моего фильма срывается именно из-за арабов...

— В вашем творчестве в основном боевики и триллеры?

— Нет, почему же. Есть и комедии. Я вообще люблю работать в игровых фильмах, в которых рассказывается какая-то конкретная история. Внутри одной человеческой истории можно показать глубины не меньшие, чем в эпическом фильме, которые мне не очень даются. Я люблю работать не "вширь", а "вглубь". Я уже говорил, что мой фильм 1997 года "Зона преступлений" дал не только возможность показать жизнь Лос-Анджелеса, где процветают убийства, корысть, предательство, словом, все, что можно увидеть в жанровом кино. Но эта картина позволила достичь чисто визуальных эффектов. Чтобы показать черноту жизни, ее нужно высветлить. Так мы и сделали. Сделали слепящим дневной свет. Этот слепящий свет страшнее тьмы.

— Вас удивило, что на интервью собрались одни женщины. Нам показалось, что вы даже испугались. Как вам работается с женщинами-актрисами? С кем легче на съемочной площадке – с женщинами или с мужчинами?

— Ваш вопрос снова попал в точку. Я как раз снял фильм о балетной школе для девочек. Я, честно говоря, волновался, как я буду с ними работать. Должен признаться, такой дисциплинированности, самоотдачи, желания помочь, поддержать друг друга я раньше среди актеров не встречал. Если кто-то из девочек заболевал, другие охотно становились на ее место. С мужчинами работать сложнее – капризы, инфантильность, зазнайство...

— Как вам понравились Киев, Украина и фестиваль?

— Киев очень красив, с Украиной я познакомился, вернее, с ее историей, благодаря фильму Ежи Гофмана "Украина". А фестиваль показал мне, как много людей, которых интересует кино. На "Молодости" очень хороший подбор картин. А главное – это фестиваль, где молодой дебютант может заявить о себе и познакомиться с творчеством других молодых режиссеров, пообщаться с ними.

Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.

Фото Элеоноры ЗОЛОТАРЕВОЙ.