Номер 24 (820), 23.06.2006
Когда мы писали о МКФ "Молодость", то в главе "Олени из киевской упряжки" называли имя почетного гостя фестиваля, английского режиссера Джона ИРВИНА, получившего за достижения в кинематографе "Скифского Оленя".
Джон Ирвин один из немногих англичан, сделавших успешную карьеру в Голливуде. Правда, приехал он на "фабрику грез" уже будучи известным режиссером. Его дебют в Голливуде в 1980 г. (кинолента "Псы войны") оказался ударным и, как он сказал в интервью, послужил ему входным билетом и позволил работать с такими легендами и звездами, как Фред Астор или, скажем, Арнольд Шварценеггер.
В отличие от других знаменитостей Джон Ирвин не давал большую пресс-конференцию, а согласился на встречу с тремя-четырьмя журналистам для беседы "в узком кругу".
Так получилось, что я в числе еще четырех журналисток удостоилась чести беседовать с Джоном Ирвином. Первый вопрос прозвучал не с нашей стороны, а со стороны режиссера.
Почему у вас в журналистике одни девушки?
Ну что тут ответишь, пришлось отшучиваться, но в конце беседы удалось припомнить режиссеру его вопрос.
ОТ КОМИКСОВ К БОЛЬШОМУ КИНО
С чего началось ваше увлечение кинематографом?
Мне было лет пять, когда бабушка впервые привела меня в кино. Я буквально заболел им. Начал дома играть "в кино". Из стульев устраивал сцену. Разыгрывал разные действия, втягивал в игру всю семью.
Вам нравилось быть актером в этой игре или уже тогда хотелось быть режиссером?
Мне нравилось все, что было связано с кино. Я был и актером, и режиссером...
Случайно вы в детстве не рисовали комиксы?
Как вы угадали! Рисовал. Вдруг оказалось, что у меня есть способности к рисованию. Я делал очень похожие портреты. Но когда меня отдали в закрытую школу, то там мне запрещали рисовать комиксы. В этом занятии находили что-то предосудительное. Но я все равно рисовал, а чтобы не было неприятностей, я свои комиксы не подписывал, так они и остались безымянными.
Вы много лет работали как документалист. Оказало ли это влияние на ваше творчество в игровом кино?
Хороший вопрос! Огромное влияние. Режиссер-документалист со своей камерой находится как бы в гуще событий. Это стало для меня творческим кредо и при съемке художественных фильмов. Я стараюсь показать происходящее не со стороны, а как бы изнутри, сохраняя при этом натуральность происходящего.
Нам показали турецкий фильм, в котором оператор, чтобы подчеркнуть "натуральность" происходящего, непрерывно чуть ли не размахивает камерой. Это очень утомительно.
Все хорошо в меру. Я согласен, что следить за дергающимися кадрами тяжело. Такой режиссерский и операторский прием сам по себе тоже искусственен.
Чем отличалась ваша работа в Голливуде от работы в Англии? Где вам было комфортнее работать?
Между Голливудом и работой на ВВС такая же разница, как между американским и английским футболом. В том и другом случае играют на поле, но по разным правилам. В Англии я был хозяином положения. В Голливуде меня и всю группу нанимает на работу продюсер. Он главное лицо. В Голливуде слишком большую роль играют деньги, которые там крутятся. Огромные денежные обороты приводят часто к тому, что большие студии поглощают маленькие. В 1989 году я ставил картину "Ближайший родственник", в ней играли такие отличные актеры, как Хелен Хант и Патрик Свейзи... Но студию, где шли съемки, выкупили Warner Brosers, и все в один день рухнуло. Словом, Голливуд место для творчества не всегда безопасное.
Как вам работалось со Шварценеггером?
Так же как и с другими знаменитостями. Он был знаменит только своей фактурой одно слово Терминатор. Мне его характеризовали, как очень слабого актера, и даже рекомендовали набрать группу из еще более слабых артистов, чтобы он не очень выделялся. Я пошел по другому пути набрал сильных актеров, это сработало. Я говорю, что это были единственные съемки Шварценеггера, где он не снимал рубашку, не демонстрировал свои мышцы.
С кем из знаменитостей вы еще работали?
У меня снимались Майкл Кейн, Патрик Свейзи, Миа Ферроу Ума Турман...
Вы снимали даже Фреда Астора, легендарного танцовщика?
Да, я снимал его в компании Дугласа Фербенкса-младшего и Мелвина Даглеса. И знаете, что мне сказал Фредди? Он сказал, что играть ему нравится гораздо больше, чем танцевать. Вообще, это были уникальные съемки легенд Голливуда.
Ваша картина "Четвертый ангел" была навеяна предчувствием беды?
То, что произошло в Америке 11 сентября 2001 года, меня поразило. Интересно, что я не хотел делать фильм про арабских террористов, это мне показалось банальным. Я сделал боевик про балканских террористов. И вот премьера моего фильма срывается именно из-за арабов...
В вашем творчестве в основном боевики и триллеры?
Нет, почему же. Есть и комедии. Я вообще люблю работать в игровых фильмах, в которых рассказывается какая-то конкретная история. Внутри одной человеческой истории можно показать глубины не меньшие, чем в эпическом фильме, которые мне не очень даются. Я люблю работать не "вширь", а "вглубь". Я уже говорил, что мой фильм 1997 года "Зона преступлений" дал не только возможность показать жизнь Лос-Анджелеса, где процветают убийства, корысть, предательство, словом, все, что можно увидеть в жанровом кино. Но эта картина позволила достичь чисто визуальных эффектов. Чтобы показать черноту жизни, ее нужно высветлить. Так мы и сделали. Сделали слепящим дневной свет. Этот слепящий свет страшнее тьмы.
Вас удивило, что на интервью собрались одни женщины. Нам показалось, что вы даже испугались. Как вам работается с женщинами-актрисами? С кем легче на съемочной площадке с женщинами или с мужчинами?
Ваш вопрос снова попал в точку. Я как раз снял фильм о балетной школе для девочек. Я, честно говоря, волновался, как я буду с ними работать. Должен признаться, такой дисциплинированности, самоотдачи, желания помочь, поддержать друг друга я раньше среди актеров не встречал. Если кто-то из девочек заболевал, другие охотно становились на ее место. С мужчинами работать сложнее капризы, инфантильность, зазнайство...
Как вам понравились Киев, Украина и фестиваль?
Киев очень красив, с Украиной я познакомился, вернее, с ее историей, благодаря фильму Ежи Гофмана "Украина". А фестиваль показал мне, как много людей, которых интересует кино. На "Молодости" очень хороший подбор картин. А главное это фестиваль, где молодой дебютант может заявить о себе и познакомиться с творчеством других молодых режиссеров, пообщаться с ними.
Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.
Фото Элеоноры ЗОЛОТАРЕВОЙ.