Номер 23 (1367), 30.06.2017
Сотрудничество в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в части развития транспортного сектора направлено на модернизацию и постепенное его приближение к европейским стандартам и подходам. Под этим углом зрения и следует рассматривать два значительных события, которые произошли в Одесском морском торговом порту.
ДИАЛОГ С ДОВЕРИЕМ ПОМОГАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Шестнадцатая выставка "Интер-ТРАНСПОРТ-2017", которая прошла в концертно-выставочном комплексе порта, стала площадкой для показа новых технологий, оборудования, местом презентаций, обсуждений, представления новых участников и принятия решений руководителями транспортных предприятий.
- Для нас сейчас важная задача - улучшение путей сообщения, в особенности, связывающих Европу с Азией, - отметил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Михаил Титарчук. - Мы особенно заинтересованы в развитии транспортных предприятий в соответствии с европейскими стандартами.
Заинтересованность в развитии транспортных отношений между ЕС и Украиной выразил Даниель Жак, представитель Группы поддержки Украины по вопросам транспорта от ЕС.
- Транспорт имеет важное значение для свободного перемещения людей и товаров, - отметил он. - В Европейском Союзе эффективные транспортные связи способствовали созданию и углублению внутреннего рынка. Инвестиции в транспортную инфраструктуру содействуют экономическому росту, благоприятно влияют на географическую доступность и мобильность людей. Соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС направлено на то, чтобы развивать, в том числе и транспортный сектор, который сегодня выступает ключевым элементом возрождения украинской экономики. ЕС поддерживает Украину в развитии разных программ, в том числе и транспортной. Мы приветствуем модернизацию национальной транспортной стратегии с соблюдением законодательства ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации.
Эту мысль развил и. о. председателя госпредприятия Администрация морских портов Украины (АМПУ) Райвис Вецкаганс. По его словам, для успешного развития морской отрасли Украины необходимы диалог и успешное партнерство всех участников транспортного бизнеса, в том числе из стран Евросоюза. Со своей стороны, АМПУ представляет более десятка различных проектов дноуглубления акваторий, реконструкции причальной и портовой инфраструктуры для украинских и международных инвесторов. Это составляет основу Плана перспективных действий в 2017 году.
- Развитие транспортной системы - ключевой фактор ускорения интеграции экономики стран Черноморского бассейна в мировую, - подчеркнул капитан Павел Кудюкин. - Широкое представление на выставке передовых систем для перевалки и транспортировки грузов дает возможность развиваться.
Ирина Тагута, представитель регионального офиса продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, отметила, что основными приоритетами ООН являются обеспечение сельскохозяйственной безопасности, адаптация к изменениям климата.
В прошлом году Украина подписала стратегическую программу сотрудничества с ФАО, чтобы улучшить бизнес-климат, способствовать выходу на новые международные рынки, развитию экспорта и оптимизации управления природными ресурсами. Особое место в работе занимает упрощение процедур торговли. В текущем сезоне Черноморский бассейн стал ключевым игроком на рынке зерна. Доля стран Черноморского бассейна составляет 20 % в международной торговле зерном и экспорте пшеницы. И этот показатель продолжает расти, тем более, что украинский агробизнес имеет большой потенциал. Но чтобы оставаться конкурентоспособными, нужны новые технологии, которые должны дойти непосредственно до потребителя.
В этом году в выставке "Интер-ТРАНСПОРТ-2017" были представлены более 100 компаний из шести стран мира. Ее девиз - "Диалог. Доверие. Действие" - говорил сам за себя.
- Для развития отрасли необходимы встречи и переговоры для принятия решений, - сказала организатор выставки Наталья Балаян. - Наша выставка отличается участием более десятка новых компаний, которые представили инновационные и интеллектуальные технологии. Новый вид транспорта будущего - струнные технологии - предложила белорусская компания Sky Way. Для Одессы очень интересна ее идея - провести скоростную линию подвесного трамвая между поселками Таирова и Котовского. У нас появились новые компании по производству грейферов, по коммерческому транспорту. Они раньше участвовали в специализированных выставках, но теперь вышли на общую, чтобы показать свою продукцию и услуги более широкому кругу потребителей. У нас присутствуют и порты, и терминалы, обсуждаются вопросы механизации, обновления портового оборудования и, конечно же, гидротехническое строительство. Особый раздел - "Агрологистика". Тут представлены компании, которые предлагают оборудование для перевалки зерна, новые технологии по совершенствованию и модернизации процесса.
Время показало, что именно такой подход, создание площадки для общения является оптимальной формой для развития транспортной сферы.
В рамках выставки и Международной транспортной недели прошли тематические конференции и семинары, посвященные проблемам повышения эффективности транспортной инфраструктуры: Международный семинар ООН и Еврокомиссии по вопросам упрощения процедур торговли и "единого окна"; День международного экспедитора; заседание Совета международной Ассоциации портов Черного и Азовского морей (BASPA), а также выездные заседания комитетов и "круглые" столы.
Отдельной темой стали вопросы охраны окружающей среды, которые рассматривались на выездном заседании профильного комитета Ассоциации портов Украины.
- Мы прилагаем все усилия, чтобы в министерстве и государстве слышали и слушали профессионалов, открыто и демократично обсуждались необходимые для развития отрасли решения, - подчеркнул Юрий Крук, Президент Ассоциации.
На выставке можно было познакомиться с новинками подъемно-транспортного оборудования и внедрения его в производство. Выставка стала площадкой для диалога и переговоров о новых европейских инвестициях в экономику Украины.
НЕМЕЦКИЕ ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ ОДЕССКОГО ВОЛНОЛОМА
Одним из примеров такой помощи может служить визит немецкой делегации в составе главных лиц Министерства инфраструктуры и инженеров в Одесский морской торговый порт, где гости помогали разобраться в сложной технической проблеме.
Три года назад при строительстве Карантинного терминала защитная стенка ушла под грунт. Восстановление защитного волнолома является обязательным условием завершения проекта строительства крупнейшего в Украине контейнерного терминала на Карантинном молу. Чтобы понять, как произошла грустная история разрушения волнолома, немецкое правительство направило в Одессу профильных экспертов.
Делегация во главе с государственным секретарем Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Райнером Бомбой побывала на контейнерном терминале Карантинного мола. Г-н Бомба осмотрел территорию, не преминув подняться на бетонную стену и посмотреть через увеличительный зум на гидротехническое сооружение.
- Для нашей делегации очень важно, чтобы волнолом, который защищает терминал, был восстановлен, - заявил Райнер Бомба. - Мы неоднократно встречались по этому вопросу со специалистами и представителями Министерств инфраструктуры Украины и Германии. По результатам переговоров было решено, что будет предоставлено порядка 60 млн евро, чтобы привести этот волнолом в порядок. Для нас очень важно, чтобы такая история не повторилась. Волнолом должен быть построен таким образом, чтобы он выдерживал любую силу ветра и волн. Немецкое федеральное правительство дает дополнительно миллион евро, чтобы провести всевозможные изыскания, и волнолом смог выдерживать любые нагрузки. Сейчас еще нужно принять важные политические решения в этом направлении, чтобы, объединив все наши усилия, к 2021 году построить новый волнолом.
При этом г-н Бомба уточнил, что строить волнолом будут украинские рабочие.
- Если мы что-то строим за рубежом, мы не привозим своих сотрудников, а везем наших экспертов, которые будут вести наблюдения за тем, что будет происходить, - сказал госсекретарь. - В Украине есть прекрасные специалисты любого профиля, которые строят важные объекты. Взять хотя бы самолеты АН - самые крупные и мощные в мире, которые перевозят грузы с континента на континент. Это говорит о способностях украинских специалистов.
Президент Ассоциации немецких инженеров, в которую входит более двух тысяч инженерных организаций по планированию и строительству, Корнелиус Фолькер выразил уверенность, что проект будет исполнен в назначенные сроки.
- Нас попросили исследовать и найти причину происшедшего с волноломом и сделать все возможное, чтобы это не повторилось. Я готов помочь найти соответствующих экспертов, которые специализируются в этой области и будут наблюдать за работой. Мы должны скоординировать свои действия, объединить усилия, чтобы выполнить работы к назначенной дате, - отметил эксперт.
Отвечая на вопрос, что же произошло с волноломом, Генеральный директор Дочернего предприятия немецкой HHLA International GmbH - компании "Контейнерный терминал Одесса" Анастас Коккин объяснил, что возникла ошибка на этапе проектирования, которое было сделано по заказу Администрации морских портов. Это повлияло на то, что волнолом был деформирован.
- Администрация портов Украины предоставила нам документы и соответствующие выводы, - сказал Анастас Коккин. - К сожалению, сроки восстановления волнолома затягивались. И на протяжении двух лет никакого движения не было. Конструктив и позитив наметились только тогда, когда была начата программа германо-украинского сотрудничества. Господин Бомба обратил серьезное внимание на этот вопрос, поскольку, это не только инвестиция Германии № 2 в Украине, но и серьезное влияние на возможности всей инфраструктуры Украины. Контейнерные перевозки - наиболее перспективные и универсальные во всем мире. Если Украина хочет улучшать свой инвестиционный климат, свою торговлю, ей необходимы контейнерные перевозки. А без такого гидротехнического сооружения, как волнолом, контейнерная инфраструктура Украины не может быть нормально развита. Поэтому на уровне правительств Германии и Украины будет договорено об особом контроле за выполнением, использован целый ряд европейских процедур, которые действуют в ЕС, - объяснил руководитель компании.
Немецкая делегация во время своего визита также приняла участие в Конференции, организованной украинской и немецкой торгово-промышленной палатой. Ее цель показать представителям малого и среднего бизнеса, которые работают на юге Украины, новые возможности сотрудничества с немецкими компаниями, которые они могут использовать.
- У нас большое количество немецких предпринимателей и фирм с удовольствием вкладывали бы свои капиталы и инвестиции в Украину, - сказал Райнер Бомба. - Но им нужны надежные партнеры, которых мы видим в лице украинско-немецкой торговой промышленной палаты.
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.