Номер 22 (967), 12.06.2009
Мы столько раз писали, что одним из выгоднейших направлений в хозяйственной деятельности страны, края, города является туризм, что нас не может не беспокоить, как на этой отрасли скажется кризис, как турбизнес будет себя чувствовать в нынешний туристический сезон.
Я обратилась к нашему постоянному и наиболее компетентному в этих вопросах собеседнику - президенту Одесской ассоциации туроператоров и агентств Александру ГРАБОВСКОМУ с просьбой прокомментировать ситуацию. Вот что он ответил.
- В первую очередь я должен сказать, что в Украине, и в какой-то мере в Одессе, туризм - явление круглогодичное. Во-вторых, абсолютно точной статистикой, которая бы отразила положение дел в туризме в текущем году, мы пока не располагаем. Но есть наблюдения. И я попытаюсь не только спрогнозировать летнюю ситуацию, но и обрисовать ту картину, которую мы имеем на сегодняшний день.
Начну с того, как прошел зимний сезон. Этот сезон показал, что достаточно зримо уменьшился сегмент дорогих поездок. Преобладали поездки на зимние курорты в пределах Украины, так что на зимних трассах картина была стабильной. Но, к сожалению, туризм в пределах Украины - Карпаты, Львовщина - это не капиталоемкие направления. А вот выездов за рубеж стало намного меньше, даже на близлежащие и популярные турецкие курорты. В какой-то мере исключением являются такие страны, как Болгария и Румыния. Но посмотрим, что покажет лето.
Естественно, что кроме общефинансовой ситуации, играет важную роль резко возросшая стоимость проездных билетов.
Больше всего снижение потока туристов почувствовалось в межсезонье. В этот период основную роль играет деловой туризм, но и этот вид туризма претерпел некоторое падение. Словом, в этот период туристическая отрасль в целом много потеряла.
Однако думается, что летний туристический сезон в Одессе не сильно пострадает. Есть даже надежда на некоторый прирост. В первую очередь этот прирост будет обеспечен туристами из Украины и стран СНГ. Я не стал бы рассчитывать на рост числа туристов из стран Западной Европы. Разве что за исключением круизного бизнеса и обслуживания иностранных туристов в нашем порту. Ведь такие поездки планируются загодя.
И все же можно ожидать летнего прироста туризма в Одессе в отдельных секторах. Возрастет, конечно, не самый дорогостоящий пляжный туризм. Хотя я убежден, что имидж Одессы давно требует выйти за рамки недорогого туризма- отдыха. В Одессе нужно развивать деловой туризм. Одесса должна быть привлекательна и как культурно-исторический центр... Впрочем, об этом мы много говорили при нашем последнем разговоре об итогах прошлого туристического сезона.
Чего еще ждать от этого лета? Можно с уверенностью прогнозировать, что сложившаяся ситуация положительно скажется на наших санаториях. Те, кто нуждается в квалифицированной медицинской помощи, в поправке здоровья, поедут туда, где такую помощь можно получить за значительно меньшие суммы, чем при поездках за рубеж.
Это хороший шанс для наших здравниц, зарекомендовать себя так, чтобы появилась реальная перспектива на будущих клиентов. Резко возрастет спрос на путешествия по Украине. И здесь нужно серьезно подумать, что качественного, интересного, нового мы сможем предложить и у себя в регионе, и в турах по стране.
К сожалению, отсутствие средств сказалось на наших возможностях широко представлять свой продукт на туристических выставках и ярмарках. И не только на международных форумах в дальнем зарубежье. Намного меньше экспонентов, чем обычно, мы смогли представить в Киеве и Москве. Это был предельный минимум в нашей выставочной деятельности за последние годы. А мы с вами в предыдущих беседах много говорили о необходимости представить широкую информацию о возможностях туризма в нашем регионе.
Но кризис вечно продолжаться не будет. Воспользуемся теми положительными явлениями, которые может он нам принести, чтобы закрепить успех на будущее, постараемся подготовиться к той ситуации, которая создастся с концом кризисного периода, то есть тогда, когда начнется оживление в туристической отрасли по всем направлениям.
Пока это интервью готовилось к печати, состоялось еще одно событие - прошли ежегодный традиционный "Весенний туристический бал" и подведение итогов VIII конкурса "Черноморская жемчужина-2009". В конкурсе, инициатором и организатором которого является Одесская ассоциация туроператоров и агентств (ОАТА), приняли участие сотни туристических предприятий региона, как состоящих в ассоциации, так и не входящих в нее. Итоги конкурса показали, что ряд одесских туристических компаний превратился в компании всеукраинского и международного масштаба.
Об основных направлениях одесского турбизнеса можно
судить по содержанию 21-й номинации, по которым
присуждались награды. Назову лишь некоторые.
Лучший маршрут по родному краю. Сразу же
хочу отметить, что призер этой номинации "Веселка туризму"
представила качественно новый туристический продукт,
разработав маршруты, в которые входят знакомство с
Исаевским замком (бывшая резиденция помещиков Курисов),
путешествие в "Кра⌡ну вiльних троянд" (это 12 га цветущих
розовых кустов), экскурсия в поместье знаменитого
южнорусского художника-передвижника Николая Кузнецова и
его не менее знаменитой дочери - певицы Марии Кузнецовой-
Бенуа и т. д.
Лучший оператор по обслуживанию круизных судов. Компания "ДенКом" привлекла и обслужила почти 25 тысяч только иностранных туристов (из "совсем дальнего" зарубежья).
За лучшую организацию детского отдыха и туризма приз получила компания "Марин ЛТД".
Были отмечены призами за плодотворную работу отели и санатории, агентства по продаже билетов и рестораны, и т. д.
Лучшим инновационным проектом развития туризма был признан проект "Центр культуры вина Шабо".
По традиции туристический бал и подведение итогов конкурса состоялись в ресторане гостиницы "Лондонская".
Елена КОЛТУНОВА.