Номер 18 (1507), 2.07.2020
За последние годы одесситы привыкли, что в июле центр киножизни Украины перемещается в наш город, где проходит Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ). Но в этом году жизнь, а вернее, пандемия внесли существенные коррективы. И ОМКФ-2020 пройдет с 25 сентября по 3 октября в онлайн-формате. А пока что при помощи пресс-службы фестиваля мы решили познакомить наших читателей с размышлениями некоторых участников будущего кинофорума.
Невозможно делать прогнозы
Так считает Карел ОХ — член Европейской киноакадемии, арт-директор Международного кинофестиваля в Карловых Варах, член жюри Международной конкурсной программы ОМКФ.
"Самое печальное то, что мы с коллегами смотрим фильмы, которые должны быть участниками кинофестиваля, и понимаем, что зритель может их и не увидеть. Мы не знаем, что будет дальше. Мы не можем делать прогнозы, постоянно испытываем стресс и неизвестность. Но мы все вместе в этом.
Сложно представить, что наш фестиваль пойдет в онлайн, ведь он не только фильмы. Это еще и атмосфера. Конечно, рассматриваются сейчас разные варианты. Возможно, это будет онлайн-формат, возможно, оффлайн с измерением температуры на локациях и соблюдением расстояния между зрителями. Но пока это остается большим вопросом.
Нынешняя пандемия и меры, с ней связанные, были бы хорошим сценарием для фильма. И, возможно, его экранизируют. Международный кинофестиваль в Карловых Варах всегда славился тем, что он привержен к фильмам Центральной и Восточной Европы. Это те страны, которые последние десятилетия переживали трансформацию и все еще продолжают быть в ней. Поэтому нас интересует это кино, а особенно молодое кино. Есть много замечательных кинематографистов в Балтии, Польше, Венгрии. Награды этих режиссеров о многом говорят и, конечно, влияют на кинематографы этих стран в целом. Эти фильмы свежее, жизненнее, чем в Западной Европе. Что касается украинского кино, мне очень нравится ваш юмор. Я его понимаю, чувствую, потому что он похож на наш.
Если сравнивать ОМКФ и Карловы Вары, то скажу так: очень важно место проведения, поэтому это было первое, на что я обратил внимание в Одессе. И это впечатляет — организация фестиваля в таком большом городе, где есть определенная атмосфера. Вторая вещь, которая меня приятно удивляла — это реакция зрителей на фильмы".
Надо снимать побольше комедий
Таково убеждение Ники Никитина — арт-директора Пражского международного кинофестиваля Febiofest, члена ФИПРЕССИ и Европейской киноакадемии.
"Я стараюсь смотреть на ситуацию, в которой мы все оказались, с положительной стороны. И один из таких моментов для меня и для моих коллег заключается в том, что мы нашли способ работать из дома. К примеру, рестораторы и работники подобной сферы такого позволить себе не могут. И это возможность для нас перевести дыхание и отдохнуть. Ведь для нас, работников сферы культуры, тех, кто делает фестивали, очень трудно найти возможность для этого в обычной жизни.
Парадокс в том, что на карантине я работаю еще больше, потому что все перешло в онлайн. За последние месяцы возникло гораздо больше задач, которые нужно было решить, чем это было обычно. Карантин сработал как машина времени, откатил нас немного назад. Ведь нам пришлось с нуля создавать какие-то вещи, учитывая массовый переход в онлайн. Я помню первый Одесский международный кинофестиваль, свой первый Берлинале. Это было так волнующе и страшно, ведь то были первые шаги в нечто новое и неизвестное. Сейчас мы в аналогичной ситуации, но с другими инструментами, технологиями. Нам представилась возможность научиться тем вещам, с которыми мы еще не сталкивались. Ведь я, например, из поколения, которое родилось задолго до того диджитализации, к чему поколение милениалов привыкло чуть ли не с рождения. Поэтому это определенный вызов, но одновременно и вовлечение в процесс обучения и изучения технологий.
Я помню, что мы не воспринимали серьезно пандемию, когда проходил 70-й Берлинале. Во время фестиваля мы все были как в пузырьке, где нет места таким переживаниям. Но на следующий день после его завершения мы поняли, что происходит нечто очень серьезное. И сейчас ситуация такова, что мы все ищем новые формы существования. Традиционные фестивали вынуждены будут переходить в онлайн или комбинировать различные формы проведения. Сейчас стоит сфокусироваться на поддержке небольших мероприятий, кинотеатров и продакшнов, которые могут просто исчезнуть.
За два-три года мир изменится и уже не будет таким, как раньше. И это нормально. Ведь в противном случае, это означало бы вернуться назад во времени. 20 лет назад у нас не было смартфонов, а сейчас это норма.
Но я верю в то, что кинотеатры, как и фестивали, не исчезнут. Мы пережили две мировые войны, а люди продолжают ходить в кино, оперу, церкви. Это вещи, которые будут жить несмотря ни на что.
Когда-то на кино очень сильно повлияло появление DVD. Это были определенные буклеты, напоминающие книгу. Запускаешь диск и тебе предлагаются варианты, как главы. Можно выбрать любую и начать смотреть. Кинотеатры же предлагают совершенно иной опыт. Ты в помещении два часа подряд, полностью погружен в действие на экране. Ты не можешь выйти пройтись или позвонить по телефону. Ты сконцентрирован на фильме. А вот с книгами, которые, собственно, и стали прототипом DVD, ситуация иная. Ты прочитал себе 10 страниц перед сном, отложил роман и пошел спать. Другая концентрация внимания, другой опыт погружения в историю.
Пандемия может стать основой для сюжета какого-то фильма, и не одного. Это может быть история о людях, которые вынуждены постоянно сидеть дома в течение месяцев. Или же о тех, кто вышел на улицу, заразился и умер от вируса. Как вариант, это может быть история о паре, которая застряла в разных странах, и теперь не может увидеться через закрытые границы. Вариантов множество. Но дам один совет режиссерам — снимайте комедии. Это все когда-то закончится и люди захотят смотреть что-то позитивное, веселое. Правда, комедии сложнее снимать, чем драмы. Ведь заставить человека плакать гораздо легче, чем рассмешить.
Подготовил Андрей РАЙКОВ.