Номер 17 (1114), 11.05.2012

МОЦАРТ VS САЛЬЕРИ
НА "МУЗЫКАЛЬНОМ РИНГЕ"

Своими впечатлениями от спектакля Одесского национального академического театра оперы и балета "Гений и злодейство" делится ученица СШ № 35, слушательница курсов молодого журналиста при Библиотеке им. Гайдара Анна НОВИЦКАЯ.

С самого начала я решила, что первое действие представлено в виде "музыкального ринга", когда чередуются произведения Сальери и Моцарта. Может показаться странной подобная трактовка первого действия. Но я, не имея музыкального образования, оцениваю данные события с позиции зрителя. С этой же позиции я буду оценивать и "музыкальный ринг". Сальери. И кто осмелился усомниться в его гениальности? Особенно, когда в твою душу проникает этот божественный звук скрипок?

Моцарт. Под грустные звуки кларнета я ловлю себя на том, что полностью погрузилась в свои мысли, смотрю на сцену и ничего не вижу. Не судите меня строго, читатель, ведь музыка - тоже дело вкуса. Когда же начала звучать увертюра Сальери к музыкальной комедии "Мавр", я вновь вернулась к жизни, вслушивалась и ловила каждый звук. Это произведение мне особенно запомнилось, так как в нем оказались задействованы ударные. Простите, читатель, что ставлю Сальери очко вперед. В свое оправдание скажу лишь, не ссылаясь на свой зрительский вкус, что, раз мы уже загнаны в рамки "ринга", то следует их придерживаться. Естественно, в подобных условиях победить должен кто-то один. В нашем сознании прочно укоренилась мысль о том, что Моцарт - "большой человек", "автор райских песен", в то время как Сальери - "человек средний", не относящийся к классу гениев. Поэтому, если мы и ставим под сомнения общепринятую версию отравления Моцарта, то крайне редко.

Именно с данной точкой зрения и знакомится зритель во втором действии представления, состоящего из оперы Н. Римского- Корсакова по трагедии А. Пушкина. Проследив за действиями на сцене, у меня и самой-то сомнений почти не осталось; настолько правдоподобными были в своих ролях Владислав Горай, Василий Навротский, Эдуард Погосов и Александр Дмитриев. Но волей- неволей понимаешь, что речь идет об истории двух реальных людей и возвращаешься к своей прежней точке зрения. Вспомнив слова, которые Пушкин вложил в уста Моцарта, что "гений и злодейство - две вещи несовместные", у меня просто язык не повернется сказать, что я сомневаюсь в гениальности Сальери. А вот в пункте "злодейство" я совершенно не уверена. Так, может быть, Сальери вовсе не является злодеем? Остается только догадываться, так как ни у кого из свидетелей этого события нельзя теперь ничего уточнить. И уж простите меня за то, что победу в музыкальном ринге лично я присуждаю Сальери...