Номер 15 (1161), 19.04.2013
Этот вопрос обсуждался на круглом столе Южного научного центра Транспортной академии (ПНЦ ТАУ).
В Морском торговом Одесском порту такое академическое мероприятие впервые. И готовились к нему крайне серьезно. Еще бы, столько академиков за одним круглым столом. Круглые столы ПНЦ ТАУ ежегодно проводились в Одесском морском университете. И каждый участник Транспортной академии рассказывал о своих достижениях и проблемах. Но все были разрознены, разобщены в своих темах. Теперь перед учеными поставлена другая задача.
- Ситуация в транспортной отрасли радикально изменяется, - заявила председатель ПНЦ ТАУ, ректор Одесского морского университета Ирина Морозова. - И нам важно понять, может ли наша организация существовать как системное образование, играть самостоятельную роль в происходящих процессах и быть в определенной мере полезной как отрасли, так и каждому члену академии.
Сегодня ПНЦ ТАУ - это 40 академиков, 37 членов- корреспондентов. Это интеллектуальная сила, которая воздействует на транспортный комплекс. В 2012 году при непосредственном участии ПНЦ ТАУ были внесены 4 законопроекта на рассмотрение Верховной Рады. Выполнены 26 проектов международного уровня и конструкторских разработок по заказу российских и украинских судовладельцев, 15 отраслевых и проектно-конструкторских работ по заказу Министерства инфраструктуры, Минобразования, Морского Регистра, Одесской обладминистрации и предприятий.
- Все работы выполнены коллективом без какой-либо поддержки академии, - подчеркнула Ирина Владимировна. - Объединение же всех нас в рамках академии порождает новую систему, новое качество, синергию, за счет чего в этом сообществе образуются связи между нами и представителями различных видов производственной деятельности. Мы предлагаем создание банка разработок, обсуждение которых может помочь их продвижению и реализации на практике. Еще одна форма научной работы - издание бюллетеней, посвященных конкретному вопросу, поставленному членами академии, обсужденному и нашедшему какое-либо решение.
Предложений по этому пункту поступило достаточно много. Профессор Александр Вассерман рассказал о разработках на всеукраинском уровне новых альтернативных хладагентов, которые разрешены международными стандартами к использованию в отличие от фреонов 12 и 24, влияющих на парниковый эффект планеты. Хладагенты используются в холодильных установках на судах и в портах. Профессор Юрий Куликов попросил помощи академии в продвижении темы признания морских профессий согласно международным стандартам, чтобы люди, выезжающие за рубеж, могли полноценно работать и получать зарплату в соответствии с квалификацией. Академик Анатолий Мальцев заметил, что для осуществления безопасности мореплавания уже 30 лет японцами применяется лоцманско-информационное устройство стоимостью 55 тысяч долларов. Одесские ученые готовы создать такое устройство для лоцманских служб, причем гораздо дешевле. Но, предлагая изобретение к внедрению правительству Украины и министерствам, наталкиваются на нежелание обсуждать проблему. Кафедра под руководством профессора Ростислава Меркта разработала системы кондиционирования, которые могут работать на морской воде и экономнее в 5-6 раз. Однако изобретением никто из властных структур не хочет заниматься.
- Поэтому необходимо собрать заинтересованных людей, поддерживающих науку и технику, - внес предложение Ростислав Владимирович.
В процессе обсуждения проблему неучастия академии в государственных программах по возрождению флота поднял и. о. начальника ЧМП Валерий Марков:
- Наш Южный центр является уникальным. На 90 % все академики и члены-корреспонденты связаны с морем. При этом мы видим, что понятие морехозяйственного комплекса для нас свелось к понятию порта. Мы не говорим о судостроительной промышленности, как и о флоте. При этом наш премьер Николай Азаров, будучи на Одесщине, не раз указывал на то, что будет создаваться морской торговый флот. То же самое заявил в своем выступлении первый вице-премьер Арбузов, рассказав, что будут разрабатываться программы судостроения. Но в чем же заключается смысл возрождения и создания морского торгового флота, на чем он будет базироваться, что обслуживать? Сегодня у нас основной экспорт - металл и пшеница. Так что же будет возить этот флот, который гипотетически будет создаваться. По моему мнению, наш Южный центр сегодня оказался в стороне от этой проблемы. В этом вопросе мы должны занимать более активную позицию и предлагать Министерству инфраструктуры наши услуги в вопросах создания этой программы.
С этим заявлением согласен почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, который является членом Транспортной академии с самого ее основания.
- Для академии в последнее время наступила какая-то пауза, - считает Николай Пантелеймонович. - Академия выпала из игры, из тех процессов, которые сегодня происходят в морской отрасли. Сегодня идет реформирование морской отрасли, делается то, что мы начали еще 30 лет назад, - делить административные и хозяйственные функции. Это вопрос правильный. Но во всем этом процессе Транспортной академии нет. Нам не надо ждать, пока кто- то даст заказ, как правильно построить разделение административных и хозяйственных функций. Академия может выступить инициативно через публикации в СМИ. И я уверен, это компетентное мнение будет услышано и к нему прислушаются. И тем самым мы поднимем свой авторитет, и начнется новая работа.
Начальник Одесского порта Юрий Васьков предложил провести через две недели следующую встречу, где будут рассмотрены предложения академиков и обсуждены со специалистами портовой деятельности. Еще одно предложение, которое озвучил начальник Одесского порта, - развитие логистики, которая играет все большую роль в функционировании портового хозяйства.
О программе развития транспортного кластера в 6 странах Европы сообщил профессор Михаил Постан, отметив, что благодаря этому проекту происходит взаимодействие между странами, обмен информацией. И полученный опыт мы сможем применить в развитии нашего региона.
В заключение была поднята еще одна немаловажная проблема - снижение качества подготовки научных кадров из-за нарушения связи науки и производства.
- Я вижу выход в участии в инновационных проектах, - предложил академик Владимир Голиков. - У нас есть теоретическая база. Но она не находит применения. Поэтому нужно создать инвестиционный климат и работать совместно с предприятиями производства.
Первые шаги по повышению научного потенциала ПНЦ ТАУ в развитии морской отрасли сделаны. Через две недели академики уже более конкретно обсудят пути решения этих проблем. И лед, несомненно, тронется, когда к точке взаимодействия с морехозяйственной отраслью будет приложено столько сил и энергии.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.