Номер 15 (911), 25.04.2008
Машинист сцены Екатерина Ивановна Новикова работает в Театре музкомедии с 1981 года. Ни один спектакль не обходится без ее участия. Она поднимает и опускает декорации нажатием кнопки на пульте. Пальцы бегут, словно по клавишам. На сцене опускаются и поднимаются мосты, вырастают колонны, падает корзина с цветами.
На высоте больше десяти метров над сценой на помосте расположены пульты управления механизмами.
- Раньше приходилось работать наверху, - рассказывает Екатерина Ивановна, - сейчас все автоматизировано. И я больше нахожусь возле пульта на сцене.
Машинист сцены щелкает тумблерами, показывая, как управляется с работой. Для каждого спектакля есть свой сценарий. По нему происходят все смены декораций. Если спектакль большой, в нем много декораций ("Жирофле-Жирофля", "Кентервильское привидение"), то работа начинается с двух часов дня. Надо смонтировать, а когда и разобрать ненужное. В театре всегда дел много. И каждый день не похож на другой.
- Я работаю на репликах, - продолжает Екатерина Ивановна, - был однажды случай. Играли спектакль "Мафиози". После реплики "я не доживу до премьеры", надо было поднять мост. В это время монтировщики развозили фуры. Слышу реплику "Вот тут умри", - и понимаю, что зацепила трос за перила. Но режиссер и слышать ничего не хочет. А я понимаю, что не могу дальше. Вот один трос лопнул. Только тогда режиссер все понял.
- Извини, - говорит.
В музкомедии все спектакли хороши. Но вот "Бал в честь короля" всегда приводит меня в волнение. Там много подъемов. Одни вперед, другие назад. А подъемник старый. Всякий раз переживаю. Хотя этот спектакль уже давно идет. Просто хочется, чтобы все было хорошо. Как у Михаила Водяного. Перед началом спектакля Водяной всегда проверял все интермедии. На мое пятидесятилетие Маргарита Демина подарила буклет их совместных спектаклей.
Екатерина Ивановна работала со всеми звездами театра, а иногда и с гастролерами.
- Доронина грубоватая была. А Гундарева - чудный человек, простая, общительная:
В Одесской музкомедии всегда интересно. Вот сейчас молодые актеры играют - будущее театра. Конечно, спектаклей меньше стало. Раньше я каждый Новый год встречала в пути, в троллейбусе. На 31 декабря всегда шли спектакли "Старые дома", "Цыганский барон". Приезжала домой, и тогда начинали с семьей праздновать.
В театр Екатерина Ивановна попала случайно и так и осталась навсегда.
- У меня была мечта стать летчиком, - делится она, - но из-за маленького роста не взяли, говорили, запасной парашют не откроется. Но я все-таки прыгала с парашютом в парке Шевченко. А потом пошла работать на кран. Высоты не боялась. Гордилась, что работаю на высоте. Даже при ветре в 12 баллов не уходила с крана.
Здание Театра музкомедии строилось с 1969 года. И я начиная с 1972 года все время попадала на эту стройку. А однажды вернулась из долговременного отпуска, а на моем месте крановщик. Так мы и познакомились с мужем. Он стал слесарем, а я снова поднялась на кран. А потом искала вечернюю работу. Надо было за детьми смотреть. Так и попала в театр. Поначалу не знала, что делать. Но подсказали, научили. Первое время неудобно было без звукового сигнала. На кране всегда нажимала, чтобы никого не задеть. А тут приходилось кричать: "Головы, головы!".
Екатерина Ивановна включает свет на пульте. Скоро начнется спектакль, пора браться за работу. Мы смотрим с десятиметровой высоты на сцену. Люди внизу словно игрушечные куклы.
- Отсюда все по-другому видно, чем из зала, - замечает Екатерина Ивановна. - Раньше с двух сторон тросы поднимали декорации, а сейчас с одной. Когда "Рыцарей" играли, приходилось, словно белка вертеться. Ничего, успевала. Все удивлялись, только была здесь, а уже там.
Но вот гудит мотор. Голосов уже не слышно. Одни декорации сменяются другими. Все четко, ладно. Ведь работу выполняет человек, знающий и любящий свое дело. Екатерина Ивановна верна себе и театру.
Инна ИЩУК.
Фото автора.