Номер 15 (658), 18.04.2003

КОРМЧИЙ В ОКЕАНЕ МУЗЫКИ

Исполнилось 30 лет, как заслуженный деятель искусств Украины, хормейстер и дирижер Юрий Топузов стал за дирижерский пульт Одесского театра музыкальной комедии им. М. Водяного.

Потомственный одессит, все предки которого служили Мельпомене на сцене Украинского театра, не сразу пришел к музыке. Нет, в детстве его пытались приобщить к ней. Но мальчик не любил и не желал учить ноты. Играл по слуху (благо, он у него был абсолютным), достаточно было ему один раз услышать пьеску в исполнении педагога. Но Одесса – это море. И Юрий поступает в среднюю мореходку. Правда, бороздить океаны не удается. Срочную службу Юрий проходит на флоте, но служит не на корабле, а в Балаклавском Доме офицеров. Там он встречается с Владимиром Стаховским. Они прекрасно дополняют друг друга: Стаховский владеет нотной грамотой, но не играет, Топузов не знает нот, но музыкант играющий. Встреча не проходит бесследно. Топузов поступает в Одесское музыкальное училище (класс В. Верди), а затем в консерваторию (класс А. Серебри). Как большинство студентов, Юрий вынужден подрабатывать. Он подхалтуривает в эстрадных оркестрах. Подхалтуривает, но не халтурит. Коллективы становятся настолько популярны в 65-67-е годы, что им выпадает честь представлять город в Дни Одесской области в Киеве (программу ведет уже известная Нелли Харченко).

После консерватории – Полтавская филармония, куда Ю. Топузов приглашен художественным руководителем. А затем пять лет работы в Красноярском театре музкомедии. В 1973 году по приглашению директора Одесского театра музкомедии Дмитрия Островского Юрий Топузов возвращается в Одессу, оставив в Красноярске восемь поставленных им спектаклей.

И вот он в прославленном Одесском театре музкомедии – главный хормейстер театра! Театра, в котором работают выдающиеся режиссеры, актеры, сценографы, где прекрасные оркестр, хор, кордебалет...

Многое изменилось за 30 лет. Сменилось пять директоров. Менялись главные режиссеры, пока театр не остался вообще без оных. Поредел оркестр (вместо 64-х – 50 музыкантов). В оркестре текучка, некоторых музыкантов видишь один единственный раз на каком-то спектакле — это студенты консерватории выручают театр. Совсем плохо с хором. В смешанном хоре, где основу должны составлять мужские голоса, всего шестеро мужчин (на 16 женщин). Такое положение сложилось в последние годы и усугубилось тем, что только за последний год было проведено два сокращения. Кстати, не в лучшем положении балетмейстр театра, которому приходится на девушек, тех, кто повыше, надевать мужские костюмы. Огорчает Топузова и падение репертуарной планки (хотя за последний год кроме удачных возобновлений поставлено два новых хороших спектакля).

— Какой из идущих сегодя спектаклей вам нравится?

— "Игра, идет игра!" Это замечательная работа режиссера Стрижова. Володя Фролов просто прекрасный Кречинский. И сценография! Ее создал Ивницкий. Правда, он использовал кое-что из декораций к своему старому спектаклю. "Слон" – это был сатирический спектакль, талантливо поставленный Гриншпуном, в нем блистали Жадушкина и Барда-Скляренко...

— Что вам ближе: классическая, современная оперетта или мюзикл?

— Я люблю просто хорошую музыку, классику, джаз...

— Вы жалуетесь на акустику в театре. Но ведь в последней, кстати, очень неплохой работе театра, в спектакле "Дон Сезар де Базан" использован дабл-трек (совмещение фонограммы с живым звучанием оркестра – Е. К.). Это не выход из положения?

— Не выход, так как дабл-трек не применим в классической оперетте. Сейчас театр обзавелся новой звуковой аппаратурой. Но она ведь быстро устаревает.

— Когда театр остался без дирижера, вам пришлось стать и за дирижерский пульт.

— Да, и не один год на мне было 14 спектаклей. Сейчас мы с Певцовым работаем по очереди.

Дальше наш разговор переходит на предстоящие гастроли театра в Киеве, куда он везет "гвоздь" предыдущего сезона – спектакль "Ромео и Джульетта" (Сегодня театр уже с триумфом вернулся с гастролей – Е.К.). А затем я задаю последний вопрос:

— Вы работаете в театре, жанр которого оптимистичен, а каков ваш характер?

— Ну, по моим жалобам видно, что я – пессимист.

Я позволю себе не согласиться с последними словами Юрия Борисовича. Он показался не столько пессимистом, сколько человеком, болеющим за театр, а пока в театре работают небезразличные люди, есть надежда, что он снова поднимется на былую высоту.

Елена КОЛТУНОВА.