Номер 13 (860), 13.04.2007
Руководитель молодежного театра-студии Одесской национальной юридической академии "Тур де форс" актриса и режиссер Наталья Князева всегда демонстрирует наряду со здоровой приверженностью классике понимание современной драматургии. На премьере нового спектакля она представила зрителям автора пьесы, молодую одесскую журналистку, выпускницу ОНЮА Анну Яблонскую. Пьеса "Дверь", безусловно, не лишенная отдельных мелких недостатков и огрехов, послужила материалом для волнующей постановки, способной кое-кого из старшего поколения зрителей испытать шок...
Жизненные драмы двух молодых женщин, Саши (Ирина Настасийчук) и Кати (Елена Шапорина) можно свести к одной фразе: им не дано "кончать" с мужчинами, которые постоянно либо временно присутствуют в их судьбах. Тема отнюдь не мелкая. И шокирующая откровенность тут более чем оправдана. В райцентре Беляевка или даже в самой Москве неудовлетворенная женщина способна разрушительной силой своей психики натворить немало бед. Чего ради Катя, репортер столичного крупного медиа-холдинга, заводит не устраивающие ее отношения со многими представителями сильного пола? С какого такого перепугу уборщица Саша вышла замуж за бытового садиста, прижила с ним ребенка и продолжает терпеть издевательства и побои каждую ночь? Драматург не дает ответа на этот вопрос, режиссер позволяет понять: обе героини движутся в этой жизни по инерции, и случайно оказавшаяся запертой дверь для них повод переосмыслить происходящее...
Довольно-таки искусственный прием вынужденного диалога в замкнутом пространстве не впервые используется драматургами это классика, но упрекать Анну Яблонскую абсолютно не стоит. В самом деле, должно в наше время случиться нечто из ряда вон, чтобы один человек выслушал до конца другого, и наоборот. Режиссура Натальи Князевой, помноженная на безусловные способности молодых исполнительниц, позволила публике не потерять интереса в течение всего спектакля. Вначале мы видим забитую, похожую на старушку, сгорбленную и невнятно жующую свои реплики особу, противопоставленную напористой, эгоцентричной "столичной штучке". Постепенно выясняется, что перед нами две очаровательные, красивые, пластичные и глубоко одинокие девушки. Только одну из них подкосило нелепое раннее замужество, грубость и побои супруга, а другой не дышится в московской подземке, где пахнет чем-то могильным, и не приносят радости кратковременные романы с мужчинами, непременно стремящимися лишить свою подругу любимой работы. Саша и Катя смеются и плачут, танцуют и бессильно опускают руки, делятся своими женскими бедами шокирующе откровенно, как это, собственно, и бывает в беседе между доверившимися друг другу людьми ("сначала бьет, потом любит... Лучше бы уж только бил!"). В результате они даже начинают очевидно испытывать друг к другу нечто вроде лесбийского влечения, но режиссер (или все-таки драматург?) вовремя спохватывается, Саша отпрыгивает от новой подруги, отрицательно вертя головой...
В диалоге всплывают смешные реалии захолустного быта: американизированная секта, почему-то обожествившая Элвиса Пресли (пребывание в ее рядах некоторым жителям Беляевки заменило алкоголь), второй дом председателя райсовета, построенный на средства, выделенные властями с целью проведения трамвая (правда, не ясно, какой трамвай тут может быть, разве что скоростной, связывающий с областным центром)... Приход избавителя Кольки (Денис Костырко) оборачивается веселым совместным рок-н-роллом под пение того же божественного Элвиса. Ну в самом деле, надо же предложить зрителю оптимистический финал! В конце концов, если двое людей встретились и подружились, это само по себе прекрасно, это дает шанс на какое-то совместное решение хотя бы доли проблем непростой современной жизни с ее бездуховностью быта и обезличенностью отношений. Скупое оформление сценического пространства (две убогие кровати, стол и ободранная дверь) предложено художником Дмитрием Ситниковым, танцы поставлены балетмейстером Юлией Пуриной, а музыка (кроме мелодий в исполнении Элвиса, конечно), написана Алексеем Родионовым, костюмы подобраны и частично изготовлены бессменным модельером "Тур де форс" Натальей Бережко. А обрамляют спектакль лирические песни в исполнении Валерии Виноградовой, это особый персонаж, таинственная дама в невообразимых целлофановых нарядах, современная Незнакомка, пробивающаяся сквозь синтетический хлам, как травинка к свету.
Как удалось узнать у Натальи Князевой, "Дверь" уже получает приглашения на некоторые российские и украинские фестивали современной драматургии, а что касается классики, всегда интересно трактовавшейся театром "Тур де форс", то и тут имеются планы. Чеховская "Чайка" Наталью очень вдохновляет, парит в ее душе и радует. Это замечательно, ведь перед премьерой той же "Чайки" в Одесском русском драматическом театре московский режиссер Алексей Литвин прямо признавался: по его мнению, многогранность пьес Чехова слишком преувеличена, в них нет на самом деле ничего особенного. Ну и спектакль получился, прямо скажем, соответствующий...
"Дверь", конечно же, далеко не "Чайка", но ведь и Катя с Сашей далеко не Нины Заречные. Это наши современницы, которым свойственны пассивность, душевная глухота, определенная бездуховность и скромный изначально посыл жизненных устремлений. Вот от этого и давайте плясать...
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.