Номер 12 (1501), 21.05.2020

Хранилище древностей

(Продолжение. Начало в № 11.)

Храмы, колонны, монастыри, казармы, жилища простых граждан и погребальные пещеры — всего этого так много осталось в розовых скалах, что со временем восприятие просто притупляется. В определенный момент удается сконцентрироваться только на самых звонких названиях и более понятных фактах. Нас убеждают в том, что на этих землях происходили многие эпизоды, описанные в Ветхом Завете — книге, почитаемой приверженцами трех религий. Считается, что еще до создания Петры эти ущелья были частью пути, по которому вел свой народ пророк Моисей. На самой высокой точке окружающих Петру горных гряд видно квадратное строение под белым куполом. Туда ведут высеченные в скале ступени. Здесь — могила брата великого пророка. Неизвестно, действительно ли на этом месте похоронен Аарон, но гробница уже многие века остается местом поклонения, обросшим легендами и якобы достоверными фактами.

Совсем рядом с въездом в Петру приютилось местечко Вади-Муса ("Ущелье Моисея"), где по легенде пророк добыл из скалы воду для своих соплеменников. По этим пустынным просторам бродили люди десятки лет в поисках Земли обетованной. Впрочем, это уже тема другого рассказа. А мы нехотя расставались с Петрой, переполненные эмоциями, впечатлениями и тем неподдельным изумлением, когда содеянное за тысячелетия до нас остается непостижимым...

Для тех, кто верует

Вернусь к тому, с чего начал. Хотелось попасть в Петру. Однако ближе к поездке в Иорданию наметил еще несколько мест для посещения. В этой небольшой стране такой сгусток истории разных народов и веков, что можно целый трактат написать. Признано, что описанные в Ветхом Завете события большей частью происходили на землях, принадлежащих сегодня Иордании. И пусть в разных религиях неодинаково трактуют библейские сюжеты, но поклоняются святыням в равной мере. Вот почему многое осталось в целости и сохранности невзирая на то, что территориями владели Израильское и Иудейское царства, Александр Македонский и Рим, набатеи и Иерусалимское королевство крестоносцев, арабы и турки. Все в той или иной мере заботились о сохранении святынь.


Восковой Ной и его ковчег

По дороге к Мертвому морю мы заехали в оригинальный исторический музей. Главными экспонатами в нем были восковые фигуры людей древности. Вот Ной, сошедший по трапу из своего ковчега; вот Моисей, держащий в обеих руках скрижали с божественными заповедями; вот сценка с погружением в воды Иордана молодого Иисуса (кстати, теперь это место якобы точно определено на иорданском берегу реки и стало объектом паломничества); вот длинный стол, за которым собрались на вечерю Иисус и его ученики. Музей довольно просторный. Фигур много. Сценки разные. Кроме библейских сюжетов, представлены и бытовые. Довольно занятно воспроизведен интерьер жилищ местных граждан, их лавок и мастерских. Все это готовит вас к встрече с культовым для верующих местом.

Поблизости гора Нево. Скорее это высокий холм на горной гряде, откуда на все стороны открываются виды окрестных земель. В конце ХIХ века группа католических паломников-исследователей пришла к выводу, что именно сюда пришел Моисей и на этой горе отдал богу душу. Так родилась легенда о том, что именно с этого места увидел пророк перед смертью ту самую Землю обетованную. На краю обрыва установлена табличка-схема с расходящимися лучами-линиями. На них обозначены направления до крупнейших библейских городов — Иерусалима, Вифлеема, Наблуса, Иерихона и т. д. До каждого из них из этой точки не больше 30–50 километров, что можно считать доступным расстоянием для пешего перехода в течение нескольких дней. Больше того. В ясную погоду все эти города видны с горы Нево. Не исключено, что Моисей действительно охватил пространство взглядом в последние минуты жизни.

Легенды гласят, что на горе похоронен Моисей. Здесь же якобы был спрятан от язычников Ковчег Завета. Кто знает? Ни могилу, ни Ковчег никто не находил. Но еще в IV веке местные христиане возвели на горе церковь в честь пророка. Известно, что со временем здесь вырос целый монастырский комплекс, который был окончательно заброшен в середине ХVI века. Правда, остатки древних стен сохранились. Восстановлено и помещение для обрядов, где в ходе раскопок обнаружили уникальные мозаичные панно византийских времен.

* * *

Вот уж где вы насмотритесь на разнообразные старинные мозаики, так это в городе Мадаба! Он находится недалеко от столицы, но резко контрастирует с ней. В старом центре, по-моему, больше христианских храмов, чем мечетей. Не знаю, какому богу поклоняются местные жители, но ясно, что исторические объекты они берегут и с удовольствием на них зарабатывают. Наследие им досталось богатое и уникальное. Не зря Мадабу называют городом мозаик.

В Библии упоминается моавитский город Мидава (или Медева). Позже он входил в сферу интересов Набатейского царства и участвовал в торговле с греками и аравийцами. Вместе с римлянами во втором веке пришло христианство. Очень скоро это отразилось в традициях и архитектуре. Появились первые церкви. Влияние византийцев мы видим в оформлении интерьеров. В частности, мозаик. Старинная церковь Святого Георгия прячется за высокими деревьями в скромном дворе, обнесенном стеной. Внешне — ничего примечательного. Но внутри! Когда-то весь пол храма занимала подробная карта Средиземноморья, искусно выложенная мозаичными квадратиками. Все надписи — на греческом. Говорят, что перед дальней дорогой путники заходили сюда сверяться с картой, настолько доскональной для своего времени она была. До наших дней сохранилась только часть карты-мозаики, но и этот фрагмент впечатляет. В такой же технике выполнены в храме иконы и оформление на массивных колоннах. Эти реликвии датируют примерно десятым веком.

Взгляд с горы Нево  

Церковь Святого Георгия

  Мозаичный лик

В Мадабе есть еще множество храмов и общественных мест, где сохранились мозаичные панно. Говорят, что их можно встретить даже в старинных жилищах горожан. Для них это будничная деталь. Объясняется все просто. С пятого века Мадаба превратилась в христианский центр, и число поклонников новой религии непрерывно росло. Техника работы с мозаикой передавалась из поколения в поколение. Украшать помещения таким образом стало обычным делом. Мозаичных дел мастера есть в Мадабе и сегодня.

Но если мозаики церкви Святого Георгия во многом познавательны (на карте 157 географических точек, многие из которых связаны со странствиями Моисея), то сюжеты в церкви Апостолов скорее несут эстетическую функцию. Здесь сохранились картинки с бытовыми сюжетами, напоминающими, как и чем жили люди древности.

В Мадабе создан так называемый Археологический парк, включающий в себя несколько древних объектов. Каждый из них уникален. Везде вы найдете прекрасные мозаичные картины. Очевидно, самыми ценными считают те, что постарше. Пройдясь по мосткам над работами мастеров пятого (!) века, веришь и не веришь, что все это дошло до нас через тысячелетия и бесконечные войны, смены властей, традиций, верований...

Хашимитские короли

Для тех, кто не в курсе, скажу, что полное название страны — Иорданское Хашимитское Королевство. При этом второе слово не подразумевает ничего неприличного. Это, по сути, фамилия клана, считающего себя прямым наследником древних пророков. Хашимиты претендовали на ведущие роли по всему исламскому миру. Иное дело, что доставшаяся им страна была придумана... английскими колонизаторами сто лет назад.

Коротко напомню непростую судьбу этих пустынных мест и античных полисов. До первого века нашей эры здешние территории заселяли евреи в рамках своих государств. На юге властвовали набатеи. В их идиллию вмешались римляне, покорившие почти весь Ближний Восток и строившие города по собственным канонам. Что мы и видим по всей Иордании. Потом были три века христианской Византии, также оставившей заметный след. В седьмом веке тут правил Арабский халифат, который потеснили крестоносцы, сумевшие два с половиной столетия удерживать свое Иерусалимское королевство в борьбе с воинами ислама. Их вытеснили мамлюки, а в начале XVI века все земли собрались под знамена Османской империи. Длилось владычество османов до понятного нам периода Первой мировой войны, когда турки вместе с союзниками потерпели поражение и с грохотом стали разваливаться огромные империи. Тут и возникли вездесущие британцы.


Мечеть в Мадабе

По итогам Первой мировой стали делить наследство проигравших. Британцы получили мандат на управление регионом. Стратегически важные территории привлекали их давно. На роли местных князьков искали лояльных людей. Тогдашняя подмандатная Палестина включала в себя часть нынешней Саудовской Аравии, а также теперешние земли Израиля и Иордании. В 1922 году британцы в восточной части этого конгломерата создали эмират Трансиордания. У эмирата не было ни фактической самостоятельности, ни реальных атрибутов государства. Но у человека, назначенного англичанами, были амбиции и опереточный пафос восточного владыки.

Итак, самое время представить того, кто положил начало династии иорданских королей. Абдалла I родился в 1882 году в священном для мусульман городе Мекка (Саудовская Аравия) в знатной семье. В юности он в качестве заложника от Хашимитов был отправлен в Стамбул (не забывайте, что хозяевами тут были османы) и... обучался при дворе султана вместе с родовитыми молодыми людьми. Семь лет этот заложник был... членом турецкого парламента, последние годы войны руководил турецкими войсками. Потом внезапно в 1920 году стал королем... Ирака. Сильно подружился с недавними противниками-англичанами и по их протекции стал эмиром Трансиордании.

Себя он величал королем и сидел на троне три десятилетия. Наверняка оставался бы и дальше монархом, но... Об этом чуть позже.

Король Абдалла I был очень воинственным мужчиной. В 30-е годы прошлого века он проводил карательные операции против бедуинов-кочевников, чем-то мешавших англичанам на караванных тропах пустыни. Абдалла объявил в 1946 году независимость Трансиордании. Именно он был одним из самых активных противников создания еврейского государства и пытался сорвать практическое воплощение идеи в жизнь. Лига арабских стран назначила короля главнокомандующим своей коалиции против Израиля. В конце 40-х арабы захватили Иудею и Самарию да еще Восточный Иерусалим в придачу. Свою страну Абдалла тогда переименовал в Иорданию. С англичанами он по-прежнему дружил и получал от них финансовую помощь, без которой королевство не выжило бы. Вес хозяина небольшой державы в арабском мире был велик. Однако летом 1951 года король нарвался на пулю. Палестинский террорист стрелял в монарха прямо у входа в мечеть Аль-Акса в самом сердце Иерусалима. Так оборвалась жизнь первого иорданского короля.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)