Номер 11 (1451), 28.03.2019
Не секрет, что на балет "Спящая красавица" в Одесском национальном театре оперы и балета часть зрителей идет именно в те дни, когда Аврору танцует заслуженная артистка Украины Елена Добрянская.
В арсенале балерины - партии Одетты-Одилии, Маши ("Лебединое озеро", "Щелкунчик"), Китри ("Дон Кихот"), соло в балетах "Баядерка" и "Пахита" Людвига Минкуса, "Шопениана" и балете-гала "Нуриев forever...". В обновленном "Маскараде" Добрянская исполняет партию баронессы Штраль - страстной светской дамы, вынужденной скрывать свои истинные чувства под маской благовоспитанности, но все же истинная натура прорывается... Только что закончились феерические гастроли балетной труппы ОНАТОБ по Соединенным Штатам и Канаде со "Спящей красавицей", "Лебединым озером" и "Щелкунчиком", но, верится, настанет день, и "Маскарад" удастся вывезти за рубеж, тогда балетоманы мира узнают не только Добрянскую-Одетту, но и Добрянскую-Штраль.
Однажды Кира Муратова метко заметила, что ум балерины не обязательно должен проявляться в словесах, ибо "балерина умна своим телом". Елена Добрянская обладает, помимо "умного тела", яркой сценической красотой, огромными глазами, способными "простреливать" и сердца балетных принцев, и залы, полные публики. Из-за тонких, изящных ног в детстве девочку дразнили "худорбой" и "зубочисткой", а маленькая Алена в это время настойчиво готовилась к выступлениям на школьных праздниках, на фестивалях "Таланты твои, Украина".
Вообще-то балериной мечтала быть мама Елены, но бабушка остудила ее пыл уже на том этапе, когда пришло время поступать в хореографическое училище. Эта профессия казалась бабушке несерьезной и ненадежной.
- Что интересно, против моего выбора бабушка уже не возражала, - улыбается Елена. - Время поменялось. Когда я родилась и меня привезли домой из роддома, развернули, все поразились: поднялась выгнутая, как в "Лебедином озере", одна рука, потом другая, губки бантиком, ножки подъем тянут... Общее мнение домочадцев было таким: "Это балерина!". Видимо, мама передала мне все свое желание заниматься балетом и весь свой талант. Бабушка на этот раз была совершенно не против, радовалась каждому мероприятию, на котором я танцевала. Ходила в детстве на фигурное катание с сестрой, но это не мое, а вот когда увидела по телевизору передачу о нашей балетной школе, маленьких девочек, изучающих классический и народный танец... Да еще и после передачи показали балет "Лебединое озеро". Я два с половиной часа не отрывалась от телевизора и призналась маме, что хочу танцевать, "как эта тетя". Мама, конечно, просила меня подумать и предупреждала, что по этому пути идти очень тяжело. Ей хотелось воспитать меня как личность со стержнем внутри, а мой первый педагог, заслуженная артистка Украины Светлана Антипова воспитала во мне силу воли, несгибаемый дух, передала свое мастерство. Мне очень повезло, ведь это талантливая балерина, человек несгибаемого духа, большой силы воли и упорства. Передавая нам свое сценические мастерство, она смогла вложить в нас и все свои личностные качества.
Потом был класс народной артистки Елены Барановской в училище искусств и культуры имени Константина Данькевича. Перетанцевавшая весь балетный репертуар и сумевшая заразить своим азартом, невероятными образами, которые она создавала на сцене, Елена Барановская верила в меня, и это сыграло большую роль в моем становлении как балерины. Уже в театре со мной много работала народная артистка Наталья Здиславовна Барышева. Она обладает большим чувством меры, вкуса, изысканности - всем тем, что оттачивает балерину и придает новые грани ее мастерству. Наталья Здиславовна дала мне фундамент профессии, а последние годы я благодарна еще и своему новому педагогу Яне Киселевой, которая помогает мне внедрять новые техники, не отходя от канонов классического танца, исходя из моих индивидуальных особенностей. Мы с ней сейчас говорим на одном языке. И все эти преподаватели, безусловно, нужны балетным артистам, если у каждой балерины страны будут такие наставники, такая блестящая преемственность поколений, за будущее балета можно не волноваться.
Елена завоевала бронзовую медаль и звание лауреата III Международного конкурcа имени Юрия Григоровича "Молодой балет мира" в Сочи в 2010 году, получила Почетную грамоту председателя Одесской областной государственной администрации, две премии имени Лии Буговой Одесского областного отделения Союза театральных деятелей Украины за исполнение партии Одетты-Одилии в 2009-м и Китри в 2012-м. Считает себя "совершенно не конкурсной балериной", предпочитает выходить на сцену в спектакле с желанием создать образ, поведать его историю, станцевать от души. Постоянный тренаж позволяет сохранять умопомрачительную фигуру, а что касается личных секретов красоты, то Добрянская не приветствует агрессивные косметические процедуры без особой надобности, в угоду моде.
- Использую сезонные фрукты, маски из вишни, клубники. Для тела придумала для себя такое кофейное обёртывание: кофейная гуща, натертый свежий корень имбиря, корица, оливковое масло, мед - всего побольше, чтобы хватило на все тело. Сверху замотаться пищевой пленкой, через полчаса смываем теплой водой.
Чтобы обеспечить семью свежими овощами, выращенными без нитратов, Елена устроила возле дома так называемый французский огород, не требующий большого каждодневного ухода. Маленькая дочка Сашенька с удовольствием лакомится мамиными помидорами и малиной. Не нахвалится кулинарными талантами жены муж Елены - Евгений Воронецкий, бывший участник дуэта "Сделано руками" Comedy-club, человек творческий и яркий.
Конечно, высшая форма хореографического искусства - классический балет, кто же спорит. Но придет когда-нибудь момент, когда от него придется отказаться, и тогда, считает Елена, можно будет продлить сценическую жизнь можно, обратившись к современному балету, а заодно помочь многим молодым талантам раскрыться в новых постановках, альтернативных спектаклях.
- Мечтаю организовать фестиваль модерна по образцу европейских, в Берлине, к примеру, существует множество танцевальных клубов, где можно увидеть артхаусные постановки, хочу, чтобы такое существовало и в нашем городе. В рамках фестиваля могут проходить тренинги для артистов балета, которым хотелось бы привить вкус к модерну, контемпу. А зритель к таким стилям готов. Он с восторгом принимает гастролеров, показывающих то, чем Европа уже передышала! А у нас такого опыта нет, нам это надо развивать. Как было бы здорово увидеть на нашей сцене французских артистов балета, итальянских! Международный фестиваль балета наряду с кинофестивалем мог бы стать визитной карточкой Одессы.
Фото Юрия ЛИТВИНЕНКО.
Материалы полосы подготовила
Виолетта СКЛЯР.