Номер 11 (807), 24.03.2006
Чем ближе к весне, тем больше ярких выставок открывается в Одессе. Хочется отметить две из них.
АКВАРЕЛЬНАЯ ОДЕССА
так назвали свою выставку 64 одесских художника. И действительно, три зала Одесского музея западного и восточного искусства буквально расцвели и заиграли нежными и вместе с тем яркими акварельными красками.
Акварель, как никакая другая техника, сразу показывает мастерство художника, его чувство цвета, точность рисунка. За одним слоем нежной акварельной краски не спрятаться, не скрыться. Акварель пишется раз и навсегда. Первая же работа, на которой останавливается взгляд это удивительная серебристо-серо-голубая работа Ф. Кравчика натюрморт-букет, названный "Минор с надеждой".
Контрастом смотрятся яркие и вместе с тем чуть размытые натюрморты В. Межевчука. Чуть дальше снова обращаешь внимание на уже совершенно другую работу того же Кравчика на его пейзаж "Половодье". С ним спорит живая динамика пейзажей Д. Жижина и умытая зелень "Весенних верст" А. Вербича. Совсем по другому воспринимаются тщательно выписанные пейзажи В. Подобеда и ностальгические темы "Старой Одессы" С. Живковича. А Г. Палатников, как обычно, живет в мире своих фантазий и ассоциаций. Его пейзажи фантастические не только по названию. Ю. Горобец свои взоры устремляет к тому, что ближе связано с Богом он пишет "Храм в с. Приморское".
Можно отметить еще не одну картину (по большому счету достойны внимания все). Как хороши, как свежи были (и есть) "Розы" Н. Мартынюк, а рядом с ними "моря" В. Паникарова. Одно море взаправдашнее, синее, такое, как видишь за бульваром. А остальные это моря цветов, буйство красок.
На выставке "Акварельная Одесса" перестаешь чувствовать затхлость воздуха давно нуждающегося в ремонте музейного помещения. Там вдыхаешь свежий, промытый дождем и напоенный ароматом цветов воздух нашей Одессы.
ЖИНЬ, СОБРАННАЯ НА ПОЛОТНАХ
Имя Гаянэ ШУШИЦЫ из карабахского села Шуша одесситам ?не знакомо. Хотя за последние годы с ее удивительными работами познакомились во всем мире. Эта молодая женщина пришла в искусство из разбитой, разоренной жизни Карабаха, после потери близких, после, казалось бы, навсегда рухнувших надежд на что-то большее в жизни, чем пастьба овец на склонах гор. И все же судьба оказалась милостивей людей. Гаянэ попадает в мастерскую Самвела Габриеляна, который, увидев талант девушки, берет ее в ученицы. А дальне жизнь посвященная искусству, в котором Гаянэ видит возможность воссоздать все то, что забрала и забирает жестокая жизнь. Единение, семью, радость, живых людей. При огромном мастерстве и удивительном чувстве цвета в работах Шушицы есть некоторая наивность. Эта наивность не в технике, отнюдь. Она в выборе темы. Она, как народные певцы, пишет все, что видит: рыбаков, бредущего куда-то старика-горца, уличных певцов. Часто ее темой становится цирк с его жизнерадостностью, актеры, любовь двоих. Гаянэ Шушица пишет мастихином лопаточкой для смешивания красок. Ее манера накладывания красок, пока из них не рождается картина, ее техника процарапывания штрихов создают удивительный эффект, в котором при абсолютно современной и совершенной технике проглядывает традиционная армянско-византийская основа.
В работах Шушицы интересно также сочетания абстрактности и предметности. Она не уделяет внимания выписыванию деталей, но все ее работы глубоко символичны. Достаточно посмотреть на ее картину, на которой между мужчиной и женщиной, раскинув ручки, стоит ребенок. Его фигурка, как крест, по одну сторону которого яблоко символ искушения и греха, по другую рыба символ христианства.
Вот таковы картины Гаянэ Шушицы, такой создаваемый ею мир, где есть солнце, любовь, поцелуй, где собраны воедино осколки разбитой жизни.
Недаром выставка карабахской художницы открыта в Доме с ангелом.
Елена КОЛТУНОВА.