Номер 9 (1106), 8.03.2012
Тридцать лет назад, 9 марта 1982 года стало последним днем жизни выдающегося артиста - великого одессита Леонида Осиповича Утесова.
Если провести конкурс "Одессит всех времен", то среди главных претендентов на это звание стопроцентно будет Леонид Утесов - причем с большими шансами на победу. Безусловно, были среди наших земляков личности помасштабнее, деяниями своими позначимее, мировой славой не обделенные, но все равно, едва ли не первое имя, которое приходит на ум, когда речь заходит о "настоящем одессите", - это Леонид Утесов.
Биография нашего замечательного земляка поражает уже с самой первой строчки. Он появился на свет 9 марта по старому стилю и умер 9 марта - по новому. Прожив 87 лет феноменально насыщенной и продуктивной жизни и, что самое главное, оставив по себе поразительно добрую память. Были (да и есть, чего греха таить) люди, которые пытались отыскать какие-то червоточинки в жизни и творчестве артиста, но солнечный и сердечный его образ запятнать не удалось никому. Хотя слышать и читать ему про себя доводилось всякое, и далеко не всегда это было приятно. Между первым и последним прижизненным упоминанием об артисте Л. Утесове в печати - расстояние в 70 лет. За эти годы он и в самом деле прошел огонь, воду и медные трубы. Страницы старых газет помогают узнать, что именно писали об Утесове в разные периоды его творческой жизни...
1912 г. "Шутка разыграна талантливыми артистами, при участии гг. Утесова и Ирского удивительно изящно и мило. Это положительно гвоздь в театре миниатюр".
1922 г. "Он демонстрирует себя актером значительных опереточных возможностей. В то время, когда последние могикане опереточного актерства вымирают или разлагаются, Утесов растет не хуже сказочного Гвидона".
1922 г. "Посмотреть только афиши концертов: комики, Утесов, Москвин, Алексеев, Менделевич, вечер юмора, вечер смеха, вечер забавы! Каждая эпоха имеет право быть великой, но наша эпоха обязана быть героической, иначе мы - работающие в искусстве в эти дни - недостойны своего времени. Нужна всеобщая мобилизация работников нового искусства против устремленного на нас дула анекдотов".
1922 г. "В центре - опереточный квартет:
Невяровская, Щавинский, Утесов и Ярон. Актеры неплохие, но что
они являются одними из главных пионеров "халтуры", известно
всем".
1923 г. "Кто с бешеным темпераментом держит в напряжении зрительный зал? Кто заставляет хохотать до слез мрачных москвичей? Кто срывает среди действия четкие и дружные хлопки? Л. Утесов. Каков характер его дарования? Кого играет Утесов? Ну, конечно, всегда Утесова. Это Утесов может закружиться в акробатическом пируэте. Это Утесов может под гитару сымитировать любого цыганского певца; это Утесов конферирует - всюду фигляр в лучшем и прекрасном понимании этого слова".
1923 г. "Место Утесова на эстраде маленьких театров, а никак не на сцене. Это рассказчик, куплетист, исполнитель комических танцев, романсов, клоун, что хотите, но не артист. Между эстрадой и сценой большая разница".
1924 г. "Хочется отметить тот кусочек подлинного отражения советского быта, который недавно мы наблюдали в эстрадной программе в "Аквариуме". Я говорю об исполнении Утесовым рассказов Зощенко. Утесов вполне овладел этими произведениями, у него даже не мешает ленинградским, в сущности, рассказам некоторый украинский акцент. Послереволюционный жаргон взят им крепко, с большим приближением к жизни".
1924 г. "Ничего нет на свете пошлее, ничего нет на
свете похабнее третьестепенных цыганских романсов и еврейских
анекдотов. И как раз в этих обеих областях Утесов - мастер.
Мастер пошлости и похабства".
1927 г. "Что же делает Утесов в Свободном театре? Показывает парижские новинки? Если хотите, да! Поет две песенки, трубит в какой-то рожок и пританцовывает. Очень мило и очень несерьезно. Хорошо бы это так где-нибудь за чашкой чая в теплой компании продемонстрировать свои таланты. Но при чем здесь театр? Причем здесь то, что принято называть театральной культурой? Где профессиональное мастерство?"
1929 г. "Талантливый человек Утесов! Вот уже подлинно - и чтец, и певец, и на дуде игрец! Но "обуздать" (в лучшем, профессиональном смысле слова), ввести в русло хорошего ансамбля его бьющий через край "артистический темперамент" не мешает.
Особо следует отметить исполнение Утесовым "С одесского кичмана". Эта песня может быть названа своеобразным манифестом хулиганско-босяцкой романтики. Тем отраднее было услышать ироническое толкование ее, талантливое компрометирование этого "вопля бандитской души".
1932 г. "Прикрываясь словами (это, мол, старый быт) и декоративными моментами (спускающиеся изображения попа, еврейского "портного Каца из Парижа" и т. д.), Утесов, по существу, смакует именно эти наиболее типичные для старых песен элементы, чем и приводит в неописуемый восторг обывательские души".
1933 г. "Утесов чрезвычайно музыкален. Ему свойственны ирония и лирика, он хочет пропитать ими каждое движение и музыкальную ноту, он хочет, чтобы они говорили. А это главное. Только вот насчет текста. В нем есть остроумие, но и, к сожалению, много наивного, плоского юмора, который так сладостно ловят обывательские уши".
1940 г. "Советский джаз проделал за последние годы чрезвычайно сложный, но зато богатый творческими победами путь. Kучшие коллективы - "Теа-джаз" Леонида Утесова, Гос. джаз- оркестр Союза ССР и другие - построили свой репертуар на основе массовой песни, обогатив ею свои творческие ресурсы. Однако дальнейшее развитие советского джаза внушает некоторые опасения. Даже наиболее пытливый и беспокойный из всех эстрадников - Леонид Утесов - и тот вынужден нередко повторять себя, давать новое больше в плане вариаций на уже знакомую тему".
1942 г. "У Утесова и его товарищей неистощимый запас юмора. Шутки, остроумие, веселье - они во всем, в анекдотах, которыми Утесов пересыпает свой конферанс, в проделках уморительно смешного Самошникова, в режиссерских выдумках, в остроумных пародиях, неожиданных текстовых смешинках и столь неожиданных смешениях музыкальных и, наконец, в виртуозном обыгрывании инструментов".
1946 г. "Те анекдоты, которые рассказываются Утесовым, по-моему, древнегреческие. При Платоне за такие анекдоты выгоняли, вероятно, из-за стола, при короле Артуре, по свидетельству Марка Твена, эти анекдоты считались постаревшими, а скоморохи, конечно, до них не снисходили.
Утесов сам понимает, что не все ладно. Он хватается за старые песни. Но они потеряли свою молодость. Текст песен и шуток чрезвычайно плох, и плох он тем, что в нем нет уважения к слову, уважения к зрителям и желания что-нибудь сказать.
Леонид Утесов - человек смелый, и он все время обыгрывает на эстраде семейственность своего ансамбля, что поет дочь, что это дела семейные, он как будто подозревает публику, что она об этом говорит. Утесов делает плохую услугу своей дочери, что выступает рядом с ней: он ее заигрывает, запевает. Она не может вынести тяжести быть единственной певицей ансамбля.
Старые песни, которые поет Утесов, не бог весть что. Их образы сношены, но и они рядом с тем текстом, который вводится автором программы, кажутся высокопоэтичными. Напрасно Леонид Утесов так не доверяет своей аудитории и все время бросает ей спасательные круги, чтобы она плыла в море песни. Песня сама несет.
Леониду Утесову лучше отказываться от театрализации песни, обратив внимание на поиск песни. Эстрада должна оставаться эстрадой".
1949 г. "Серьезные коррективы должны быть внесены и в область исполнительского стиля. Многое нужно пересмотреть в отношении стиля исполнения советских песен К. Шульженко и Л. Утесову.
Творчество эстрадных артистов должно быть наполнено большим жизненным содержанием, отличаться ясной, красивой, подлинной народной формой. В борьбе с застоем и ремесленным равнодушием растущее, жизнеутверждающее искусство советской эстрады до конца разгромит влияние безродных космополитов в своей среде и оправдает свое высокое призвание".
1949 г. "Утесовцы стоя, благоговейно исполняют
"Попутную песню" величайшего русского композитора, демонстрируя
при этом высокую музыкальную культуру".
1955 г. "В его исполненьи "Веселых ребят" / Народ и сейчас вспоминает. / А новые песни едва прозвучат - / И... "след их вдали пропадает".
1959 г. "Высокая требовательность, подлинный профессионализм, культура исполнения и чувство ансамбля оставались неизменными традициями утесовского коллектива".
1965 г. "Посмотрите на Леонида Утесова, как он дирижирует, поет. Он живет на сцене, как лукава, молода его улыбка. Вот он по-дружески подмигивает вам, пританцовывает, как- то по-своему, по-утесовски, пожимает плечами, рассыпается колоритным черноморским говорком, прижимает руку к своему большому доброму сердцу. Сколько в нем огня, темперамента, сколько искреннего задора".
1975 г. "Песня в исполнении Утесова была с нами в дни нашей первой любви, когда нам необходима была душевная лирическая песня, и в дни печали, когда нам нужна была поддержка друга и утешение, и в тяжелые дни войны, когда так важна была зарядка бодрости, взволнованные, доходящие до сердца слова агитатора-друга, подтверждающего твои заветные мысли".
1976 г. "Можно точно сказать, что нет ни одного рассказчика, ни одного певца или чтеца на эстраде, который добился бы значительного успеха без того, чтобы не предложить слушателям свои собственные, им открытые, придуманные, изобретенные - называйте как хотите - интонации. Игорь Ильинский и Владимир Яхонтов, Александр Вертинский и Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Аркадий Райкин, Сергей Образцов и Рина Зеленая - можете сами продолжить этот список... У каждого из перечисленных корифеев эстрады, так же, как и у каждого из не вошедших в наш перечень, но истинно одаренных исполнителей, непременно наличествуют какие-то до него не существовавшие паузы и ударения, придыхания и мимические формы выражения мысли, чувства, аффекта... Интонации одаренного артиста не спутаешь ни с кем и никогда!
1982 г. "Трудной, но прекрасной дорогой шел и продолжает идти Леонид Осипович Утесов - классик советской эстрады".
Периодически возобновляется спор: нужны ли в искусстве звания? Утесов был народным артистом Советского Союза, но, даже если бы он не имел вообще никаких отличий, народным артистом он был бы все равно. А любовь народа, в отличие от любви власть предержащих, завоевать бесконечно труднее, но зато и прочнее она во сто крат.
Подготовил Александр ГАЛЯС.
На фото:
Дарственная надпись одесскому артисту Аркадию Астахову (публикуется впервые).
В роли Спирьки в кинофильме "Карьера Спирьки Шпандыря", 1925 г.
Протокол допроса латвийской полицией, 1927 г.
В роли Шельменко в спектакле "Шельменко-денщик", 1955 г.