Номер 6 (1103), 17.02.2012

ВОПРОС - ОТВЕТ

"Уважаемая редакция! После того, как я разменял шестой десяток, и вопрос о пенсии, что называется, встал на повестке дня, начал интересоваться тем, что происходит у нас с пенсионным обеспечением. И честно говоря, мало что могу понять. Когда мои родители выходили на пенсию, а это было еще в советские времена, то они имели полное представление, что нужно делать, чтобы получать ее в максимально возможном размере. Но сейчас какая-то чехарда. Из всей т. н. пенсионной реформы я пока что уяснил для себя две вещи: то, что женщинам увеличили пенсионный возраст, и то, что государство собирается сбросить заботы о будущей пенсии на нас самих. Особенно меня беспокоят разговоры о какой-то трехуровневой системе пенсионного обеспечения. Что это такое? И зачем вообще необходимы такие сложности? Может, лучше было бы как-то подкорректировать нынешнюю систему? Хотелось бы получить ответ на эти вопросы. А. Серегин, работник бюджетной сферы".

Это лишь одно из обращений в редакцию, которые затрагивают тему реформы пенсионного обеспечения. Таких в последнее время становится все больше, и это побудило нас подготовить серию публикаций, в которых мы постараемся дать разъяснения по данной тематике.


Прежде, чем ответить на вопрос о необходимости пенсионной реформы в Украине, есть смысл заглянуть в прошлое. Так вот, оказывается, что проблема материального обеспечения старости волновала еще древних римлян. И никто иной, как Юлий Цезарь ввел государственное обеспечение. Правда, касалось оно только военных и только после завершения ими службы. А вот та система, которая действует у нас, создана уже в конце XIX века. И придумал ее тоже человек весьма известный - германский канцлер Бисмарк. В 1889 году им была официально введена государственная пенсия для всех работающих. Система Бисмарка опирается на принцип солидарности поколений; сегодняшние работающие оплачивают пенсию сегодняшним пенсионерам. Деньги при этом, образно говоря, движутся от младших к старшим, вот почему за ней закрепилось название "солидарной". В начале XX века такая система была введена в Великобритании, в 1930-х годах - в Соединенных Штатах и т. д. В Советском Союзе (а следовательно, и в нынешней Украине) рабочие и служащие получили право на пенсию по возрасту всего лишь 55 лет назад, в 1956 году, а колхозники - еще на десятилетие позже.

Сам принцип, безусловно, справедлив. Ведь прежде забота о престарелых родителях лежала на их детях, и тут многое зависело от материальных возможностей этих самых детей. Кому-то удавалось разбогатеть, кто-то жил намного скромнее, а ведь потребности, скажем, в лечении, у стариков более или менее одинаковые. Гособеспечение пенсиями позволяло сгладить это неравенство, кроме того, поскольку размер пенсии напрямую зависел от заработка, у работающих граждан появлялся стимул трудиться лучше, зарабатывать больше, что, в конечном счете, шло на пользу всему обществу.

Однако все было замечательно, пока численность трудоспособного населения в разы превышала количество пенсионеров. Например, в Германии на момент введения солидарной системы на одного пенсионера приходились 14-16 работающих. В СССР, по данным переписи 1959 года, т. е. всего каких-то полвека назад, на 100 человек трудоспособного возраста приходились лишь 22,7 пенсионера. Это позволяло удерживать пенсии на относительно пристойном уровне. Однако в последние десятилетия ситуация резко изменилась. Прежде всего люди стали жить дольше. Если в 1939 г. средняя продолжительность жизни украинских мужчин едва достигала 50 лет, а женщин - 55 лет, то в 1970-х эти показатели выросли до 66 лет - у мужчин и до 75 - у женщин. И даже сейчас, при гораздо более сложных экономических условиях, мужчины в нашей стране живут в среднем 63 года, женщины - 74. При том, что уже в середине 1970-х началось резкое снижение рождаемости, так что с 1959-го по 2001- й, по данным переписей населения, соотношение пенсионеров и населения трудоспособного возраста увеличилось почти вдвое - с 22,7 % до 41,1 %. При подобных темпах, согласно прогнозу Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины, к 2025 году это соотношение достигнет 50 %, а к 2050 году - 76 %. Совершенно очевидно, что при таких показателях солидарная система попросту невозможна.

К сожалению, переломить эту тенденцию - нереально, ибо она характерна не только для Украины, но и для многих других стран, особенно европейских. Во второй половине XX века население нашей планеты стало стремительно стареть, так что предостережения демографов, что Земля постепенно превращается в планету стариков, вовсе не эффектная фраза. Уже сейчас люди старше 60 лет составляют более 10 % населения, а по прогнозам экспертов ООН, уже к середине нынешнего века может быть перейдена "роковая черта" в 50 %. Во всяком случае, для нашего региона такая угроза более чем очевидна, поскольку уже сейчас пенсионеры составляют четверть населения области, а появление нового потомства существенно отстает от показателей смертности. Причин, по которым молодые семьи не хотят заводить детей, много - социальные, физиологические, психологические, материальные, но основная, это, увы, неуверенность в завтрашнем дне. Вот и получается, что в последние 20 лет в нашей стране быстрыми темпами сокращается трудоспособная часть населения. А ведь Пенсионный фонд формируется как раз из отчислений от зарплаты работающих, потому уже сейчас он испытывает серьезный дефицит средств.

Ситуацию ухудшает еще и такое явление, как нелегальная работа. Премьер-министр Николай Азаров во время встречи с представителями профсоюзных организаций прямо заявил, что более 6 миллионов наших сограждан трудятся фактически нелегально: без правовой и государственной защиты.

- А с чего такая цифра? - пояснил премьер. - Ведь у нас 20,5 миллиона людей - это активное население, а лишь 14 миллионов платят пенсионные взносы. То есть, более шести миллионов работают неизвестно по каким трудовым соглашениям, и поэтому непонятно, как будет формироваться пенсия этих людей.

В Одесской области, по некоторым данным, количество работников-"нелегалов" практически сравнялось с количеством официально оформленных работников, и уже дотягивает до количества пенсионеров (по 600-620 тыс. человек в каждой из трех перечисленных категорий). Мы не будем сейчас останавливаться на причинах такого явления (это предмет особого разговора), просто констатируем факты. А они таковы, что перспективы дальнейшего существования солидарной системы в нашей стране становятся просто призрачными.

Отсюда и необходимость перемен, что вызвало к жизни пенсионную реформу. Одной из составных частей которой является т. н. трехуровневая система пенсионного обеспечения. Этой темы мы коснемся в следующих выпусках рубрики "вопрос-ответ".

Подготовил Александр ГАЛЯС
(в рамках проекта "Своε надiйнiше!").