Номер 05 (595), 01.02.2002
Эти слова написал известный театральный режиссер Андрей Гончаров, художественный руководитель Московского драматического театра им. Маяковского о Евгении Леонове.
Но их можно с равным успехом отнести к актеру с таким же всеобъемлющим амплуа, но с отнюдь не русским именем, народному артисту СССР Армену ДЖИГАРХАНЯНУ.
Эти бесценные качества артиста проявились в полной мере в спектакле по пьесе Д. Кобурна "ИГРА В ДЖИН", который недавно прошел 18 и 18 января на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра. (Гастроли были организованы Черноморским Православным фондом. Прибыль от них направлена на возрождение Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.)
Перед спектаклем артист встретился с одесскими журналистами. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление от беседы с умным, глубоким, интересным, неожиданным и остроумным человеком. Но о встрече позже. Сейчас о спектакле.
Прелестный спектакль "Игра в джин" редкий гость на наших сценах. Он смешной и трагичный, как трагична бывает одинокая старость. Действие происходит в доме для неимущих и одиноких престарелых. Это пьеса для двоих. Он, раздираемый двумя противоречивыми чувствами (симпатией к такой же одинокой старой женщине, которая для него прежде всего Женщина, и страстью азартного картежника), и Она, ищущая лекарства от одиночества во встречах с ним.
Удивительно точно живет в этой роли Армен Джигарханян человек не любящий карты, не играющий в них. Каждый жест, каждое слово, каждая интонация все подлинное, все выстраданное, динамически выстроенное.
Мне приходилось видеть в этой роли замечательного артиста БДТ Евгения Лебедева. Его герой был шаржировано смешон, он играл на уровне гротеска. Трагический финал стал неожиданностью. Армен Джигарханян трагичен с самого начала, хотя одновременно безумно смешон, и в этом его убедительность. К сожалению, старики, для которых между желаниями и возможностями пролегла глубокая пропасть, чаще всего трагичны и смешны одновременно. Как люди, упавшие в жидкую грязь.
К великому сожалению впечатление от спектакля, подчеркиваю, не от игры большого актера, а от спектакля портила партнерша Джигарханяна заслуженная артистка России Татьяна ПОППЕ. Сначала казалось, что дело только в том, что актриса выглядела неоправданно молодо для дома престарелых. Лицо, походка (по-молодому рисованно чеканная), прическа, одежда все разрушало образ, делало его неубедительным. Хотелось надеть на актрису хотя бы старомодную шляпку, накинуть плед на плечи, собрать распущенные золотистые волосы.
Но вскоре стало ясно, что и игра Т. Поппе столь же неубедительна, как и ее внешний сценический образ. Создавалось впечатление, что артистка просто подает реплики партнеру (как на читках пьесы). Да, это гастроль в чужом городе, где сбор обеспечит имя Армена Джигарханяна. Да, наплевательское отношение к "провинциальной" (с ее точки зрения) публике, перед которой, кстати, часто робеют и крупные артисты. Да... а впрочем, может быть, Т. Поппе просто неспособна на большее? Но для приличия, из уважения к своей профессии, к искусству, хоть внешний декорум (в данном случае внешнее воплощение образа) соблюла бы.
Аплодировать хотелось одной рукой, адресуя аплодисменты только Армену Джигарханяну.
К сожалению, физически это невозможно.
Елена КОЛТУНОВА.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.