Номер 2 (998), 22.01.2010
Смерть Владимира Ильича Ленина потрясла советских людей, отозвалась глубокой скорбью в сердцах всех честных людей земного шара.
В скорбном молчании более трех суток днем и ночью текла непрерывная человеческая река. Около миллиона людей прошли в эти дни через Колонный зал. Многочисленные делегации ехали в Москву из других городов страны, чтобы проститься с Ильичом. (Мой дедушка, бывший в то время в столице, подробно рассказывал о толпах народа, которые шли и шли, несмотря на свирепствовавший 30-градусный мороз.)
Доступ к гробу Ленина был прекращен к 24 часам 26 января, а еще за день до этого ЦИК СССР постановил "гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения". Можно понять сомнение родных Ленина по поводу идеи о мумификации, но тогда она была признана крайне необходимой...
Новый эффективный метод бальзамирования, разработанный нашим земляком академиком В. П. Воробьевым (его именем названа улица в Одессе), был применен при бальзамировании тела. В. И. Ленина. Работы по бальзамированию продолжались четыре месяца - до конца июля. Однако уже в июне стало ясно, что удалось одержать первую победу и облик Ленина будет сохранен на ряд лет. Раза два в разные годы я бывал в Мавзолее и видимых изменений в лице под стеклянным саркофагом не заметил...
Уже на следующий день после кончины вождя около 12 часов ночи архитектор А. В. Щусев был срочно вызван в Колонный зал Дома Союзов, где получил от правительственной комиссии по организации похорон срочное задание создать проект временного деревянного Мавзолея на Красной площади.
В 1924-1925 годах был проведен всесоюзный конкурс на проект памятника-мавзолея В. И. Ленину и жертвам революции в Одессе. Со всех концов страны поступило 85 проектов, при этом активное участие в конкурсе приняли московские и ленинградские архитекторы.
По программе сооружение должно было сочетать в себе функции памятника, музея (или склепа) и трибуны, перед которой устраиваются парады и демонстрации. В отличие от Мавзолея Ленина памятник- мавзолей в Одессе размещался на свободной территории и должен был стать композиционной доминантой обширной площади. Поэтому во многих проектах монумент запроектирован в виде высотной композиции.
В большинстве проектов памятник решен как архитектурный
монумент, включавший в себя музей и трибуну (проекты В. Гельфрейха
и В. Щуко; В. Кринского и А. Рухлядева; Д. Бабенкова и Р. Хигера и
других). Монументальность композиции, огромные размеры,
разнообразие форм - вот что характерно для проектов этого конкурса.
Первая премия была присуждена проекту архитектора Л. В. Руднева, который использовал композицию сооруженного по его проекту памятника жертвам революции в Ленинграде, дополнив ее огромным обелиском.
В получившем вторую премию проекте архитектора И. Г. Лангбарда здание Мавзолея имеет силуэт в виде зубчатого полукруга, перед его фасадом - скульптура В. И. Ленина на броневике.
Во многих проектах архитектурный образ создавался с
использованием широко распространенной в те годы символики - сдвиги
(проект под девизом "Труд"), динамика (проект А. Самойлова),
спирали. Характерен проект под девизом "Маяк", в котором сквозь
олицетворяющее старый мир, решенное в традиционных классических
формах купольное здание с портиком (типа римского пантеона) как бы
прорастает спиралевидная, устремленная вверх вертикальная башня.
Этот конкурс и отдельные, созданные в 1924 году, проекты
архитектурных монументов В. И. Ленину не могли в какой-то мере не
повлиять на проект постоянного Мавзолея Ленина на Красной площади.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На рисунках:
1) проект архитекторов В. Гельфрейха и В.
Щуко;
2) проект архитектора Л. Руднева.