Номер 02 (645), 17.01.2003
АНАТОЛЬ ШАХЛИЕВИЧ
Я давно собирался написать эту статью, да не было под рукой дерибасовской "Старой Одессы". Наконец я вновь ее обрел и вот он, блестящий очерк Александра Дерибаса о первых фотомастерах "СТАРИННЫЕ ПОРТРЕТЫ"... Фотографы Гааз, Федоровец, Хлопонин, Мигурский... "Прежние фотографические портреты были менее эффектны, нежели нынешние, но более точны и правдивы, пишет автор. Даже сами фотографы были прежде гораздо ближе к правде жизни, как настоящие художники. Они не гнались за световыми эффектами и не заставляли позирующих делать грациозно глупые улыбки". На американский лад, прибавили бы мы сегодня. Одного фотопортрета, сделанного вышеперечисленными одесскими фотомастерами, которые тогда считались лучшими, "было достаточно на всю жизнь".
О тех, кто появились позже первой четверки, Антонопуло, Димо, Чеховском А. Дерибас не сообщает ничего. Просто добавляет, что К.И. Мигурский "имел в Одессе фотографический институт, из которого вышло много прекрасных учеников..."
Свой краткий очерк об именитых одесских фотографах и их работах заканчивает Дерибас на лирической струне: "...Я бросаю последний взгляд на чудныя фотографическия изображения прежних одесских женщин... Белая плечи, тонкия тальи, кружевныя шали. Как оне были естественно изящны! Как оне были кокетливы и, вместе с тем, как оне были далеки от современнного флирта!"
О-ля-ля! Наш дорогой автор не знал, что такое современный секс!!!
Однако мы, конечно, не ради флирта-секса затеяли весь этот разговор. И не для того потревожили тени забытых предков. Известный современный писатель Феликс Кривин как-то заметил: "Провинция гордится только своим, а все остальное оставляет без внимания. Это ей помогает не падать в своих глазах".
Если встать на точку зрения этого писателя, то творчество фотомастеров представляется нам наиболее уязвимым. Ведь они, как правило, имеют дело с местными типажами, природой, архитектурой. Если фотохудожник не путешествует, то антураж перед ним всегда один и тот же. Как же тут избежать кривинского провинциализма и в то же время не изменить, скажем, своему городу, своей теме, навеянной им? Это удается лишь немногим. Таким настоящим МАСТЕРАМ, как недавно ушедший из жизни Михаил РЫБАК. Прочтите двухтомник его записок фотографа, и вы узнаете (и поймете!), как это делается.
Для этого, во-первых, надо было стать одним из УСТРОИТЕЛЕЙ одесской культурной жизни. Не просто фиксировать происходящее, а влиять на него. Путем отбора и подбора. Сопоставляя все время два пути служения людям: казенный (вспомните время, в какое он жил) и путь творческий, свободный.
Во-вторых, надо иметь дар особый дар служения ГОРОДУ и МИРУ. Все, что фиксировал ФОТОМАСТЕР, вошло в нашу жизнь и быт. И в то же время рыбаковская фотокамера зафиксировала ВЕЧНОСТЬ. Я не буду приводить примеры в его работах, книгах их достаточно. Думается, именно об этом и мечтал М.Б. Рыбак: навсегда остаться современником-соплеменником своих земляков-одесситов, приобщая их к ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЕ, КОСМОСУ, ВЕЧНОСТИ. Об этом, вероятно, прежде всего заботились и первые одесские фотомастера, создавая свои столь безыскусственные портреты.
Мы привыкли для обретения остойчивости в бурном житейском море опираться на деяния УСТРОИТЕЛЕЙ макро- и микро- МИРА СЕГО села, города, области, даже государства. Не будем судить, хорошо это или плохо. Впрочем, разве со времен Моисея обходилось без них?! Они всегда были востребованы их всегда недостача. Ведь ДОМ наш недостроен. И хороших, умных, честных строителей, как всегда, нехватка. Как это у Тины Арсеньевой в сборнике "ОБРЫВКИ МИСТЕРИЙ":
Мне ребенок нынче говорит:
"Сделай так, чтоб не свалился дом".
Он
словам недавно научился,
Сам не знает, что и говорит...
При жизни Михаила Рыбака в его творчестве наше МИРОЗДАНИЕ выглядело прочнее и надежнее. И в этом еще один секрет долговечности работ известного ФОТОМАСТЕРА.
Портреты Ролана Быкова и Аркадия Арканова из архива Михаила РЫБАКА.