Номер 02 (1569), 3.02.2022

ДОМ ПОСТРОИЛИ, А ДАЛЬШЕ?

Строительство, удобство и цена. Сегодня эти три слова вообще не про один объект, — утверждает Станислав Драганов, разъясняя затем свою точку зрения.

Все, что строится, не учитывает ни инфраструктуру (а это не только внутриобъектное, но и подъезд, возможность оставить свою машину в безопасности, работа, учеба, освещение, канализация и т. п.), ни последующую эксплуатацию, включая стоимость как покупки, аренды, так и обслуживания зданий и территорий.

Из всех реклам новостроек я не встретил ни одного проекта, где было бы указано, что обслуживание рассчитано на хотя бы ближайшие пять лет с учётом развития технологий и безопасности.

Я не говорю сейчас про мировые тренды экологии и экономии (дождевые озера, дикая растительность, накопление дождевой воды, генерация энергии из тепла стоков), социальной уравновешенности (в одном районе разные типы домов — высотка и таунхаус, как в Лондоне, передача 20 % построенного под социальное жилье, как в Париже).

И кто виноват? А виновных трое: потребитель, чиновник, застройщик.

Потребитель сегодня смотрит только на сумму, но не на инфраструктуру и последующие затраты на досуг. Т. е., выбирая путевку, скажем, в Египет, этот же потребитель интересуется: какой сервис, есть ли "шведский стол", какая еда, есть ли рядом больница, куда выходят окна, сколько времени и как добираться до бара, дискотеки, достопримечательностей и т. д. Почему такой же тщательной проверки этот потребитель не делает при покупке жилья? Выходит, что поехать на три дня на отдых — это серьезно, а всю жизнь жить в неудобной квартире — не важно.

Чиновник. Законодательство написано с такими нормативами, которые не то, чтобы выполнить невозможно, но и связи между этими требованиями и реальностью зачастую нет. Где стратегия градостроительная с развитой инфраструктурой города и понятными местами для стройки чего-то конкретного? Этого нет, чем пользуются те, кто хочет заработать на неумелом потребителе.

Застройщик. К нему вопросы в самую последнюю очередь; он бизнесмен и работает для заработка. Где ему дали возможность и потребитель заплатил за это — там он и строит.

И как выходить из этого положения вещей?

А решение простое — помогать потребителям делать осознанный выбор и показывать, что можно, что нельзя, где дома, хоть и новые, но хуже по расположению и качеству, чем даже "хрущёвки". Перед покупкой недвижимости нужно задавать планку и обслуживанию — тут хорошая аналогия: при покупке авто всегда в характеристиках указывается потребление; отдельно можно посмотреть стоимость техобслуживания и запчастей.

Вот пример из мировой практики. Новый жилой район находится в районе Стратфорд на северо-востоке Лондона, рядом с Олимпийским парком королевы Елизаветы. В 2015 году квартал получил приз Национальной ассоциации жилищного строительства за лучший план застройки. Там вдоль больших проездов стоят многоквартирные дома (причём не выше 5-6 этажей), а в глубине квартала спрятаны ряды таунхаусов. Плюс соседство жилой и коммерческой недвижимости; тут важно, что это разные строения, а не то, что в одном доме сосредоточены и коммерция, и жилье, и аренда.

Покупая "дёшево", потребитель кидает самого себя, не проверяя качество и не интересуясь, что за компания, что входит в услугу, что планируется и т. п.

Вывод. Подходить к покупке недвижимости нужно серьезно, основательно оценивая все возможные составляющие.