Номер 27 (1559), 16.09.2021

О ГАДЖЕТАХ И ПРАВАХ

В номере "Порто-франко" от 2 сентября была опубликована полемическая статья "Как гаджеты на мозг влияют". Своеобразным откликом на нее стал пост в Фейсбуке Юлии Никандровой, которая возглавляет Службу по делам детей Одесского горсовета. Публикуем этот пост с некоторыми сокращениями, не меняющими сути.

Лично мое мнение: чрезмерное использование гаджета с прямым доступом в интернет вредит здоровью. Нарушает психику. Я с этим сталкивалась. Я вижу, как это влияет на ребёнка, если телефон в доступе 24/7.

Профилактические беседы помогают частично.

И это при том, что у ребёнка есть ещё спортивная секция и досуг.

Зависимость от гаджета развивается молниеносно.

И это счастье, когда ты можешь вовремя спохватиться и проконтролировать. И главное — научить "этике и гигиене" использования гаджетов с доступом в интернет.

Этому надо учить.

А теперь проучить. Это делают специалисты.

Это ещё не так модно и массово развито. Но это есть. На образовательном уровне. Сегодня это на платной основе в различных компьютерных школах.

У государства есть возможность внедрить это обучение в качестве урока в школе. Дополнительные, а главное, доступные знания ещё никому не помешали.

В этом вопросе я хочу лишь подчеркнуть одно: права одного человека не могут ограничивать права другого. И есть одно главное: с правами за руку идут ещё и обязанности.

Поэтому я всегда выступала и выступаю за баланс.

Есть "умные часы". Но они зачастую служат не средством коммуникации, а гаджетом для прослушки того, что происходит в классе. Но я также напомню, что нужно получить согласие от того, кого вы вдруг решили прослушивать. И права педагогов, других учащихся тоже никто не отменял. Люди обсуждают в классе не только план Барбаросса и буллинг.

Немного опыта других стран.
(Что пишут в открытых источниках).

Франция. В 2018 году ученикам школ, лицеев, колледжей запретили пользоваться гаджетами и устройствами, у которых есть доступ к интернету, в школьных помещениях, а также во время занятий на свежем воздухе. Исключением являются ученики с инвалидностью и случаи, связанные с образовательной целью.

Ограничение действует в начальных и средних школах, в старших — на усмотрение администрации. Цель закона — помочь детям сосредоточиться на уроках и научиться общаться друг с другом.

В Канаде вопрос решается на региональном уровне. Так, в Онтарио запрет на использование мобильных телефонов распространяется на все школы, а в Квебеке — только на государственные.

В Великобритании запрещают пользоваться телефонами в школах только маленьким ученикам из-за того, что в этом возрасте выше риск приобрести интернет-зависимость. Например, в Брайтонском языковом колледже ученикам с 10 лет телефоны выдают только два раза в неделю, а с 11 — четыре раза в неделю.

Германия. В настоящее время запрет введен только в Баварии. В школу нельзя приносить даже ноутбуки, если они не требуются для учебы. Это связано с проблемой интернет-буллинга.

Запрет на использование гаджетов в школах действует в Азербайджане, Греции, Италии.

В сухом остатке мое мнение:

1. Ограничить использование гаджета — это не запретить его до 18 лет или на веки вечные. Это означает: положить его в рюкзак и использовать только при необходимости (позвонить родителям, в образовательных целях). Либо же в PHONE бокс. Что практикуется, кстати, без скандалов. И из этого бокса всегда можно взять гаджет, если есть острая необходимость.

2. Век технологий шагнул очень далеко. И мы, люди разных поколений, за ним не всегда успеваем. Кто-то не хочет, кто-то не может, кто-то стремится. Но это не отменяет факт того, что сегодня этому учат. И взрослых, и детей. Добровольно.

3. Использование гаджета 24/7 с неограниченным доступом в интернет нарушает психику. Неврозы, истерики, депрессии. Это есть и у взрослых, и у детей. Соцсети, виртуальные игры вызывают зависимость. Это факт.

Как вы будете общаться с ребёнком относительно времени пользования гаджетом — ваш выбор. Это будет или программа родительского контроля, или замена смартфона на простой кнопочный телефон во время учебного процесса и т. д.

4. Быть с ребёнком на связи — это ответственно. Потому что мы переживаем за своих детей. Особенно, когда готовим их к самостоятельной жизни. В конце концов, мы читаем новости. И да, нам всем порой бывает страшно.

5. Мы все должны помнить, что права человека — это не одно и то же с анархией, со вседозволенностью. Право одного человека не может нарушать право другого. И есть понятия обязанностей, о которых иногда стараются умалчивать.

Поэтому баланс и конструктив всем в помощь.