Номер 23 (1555), 12.08.2021

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ: "МОЙ ЛУЧШИЙ КАДР ЕЩЕ ВПЕРЕДИ"

В начале 1971 года в областной молодежной газете "Комсомольська iскра" появилось интервью одесского десятиклассника, который снимался в главной роли нового фильма Киры Муратовой. Полвека спустя мы напомнили о нем герою статьи...

ЗГIДНО ЗI СЦЕНАРIЄМ

Постановча група збилася нiг у пошуках актора на роль Сашка Устинова — головного героя фiльму "Бути мужчиною" (зйомки проводить Одеська кiностудiя). Пiсля багатьох проб на роль запрошено десятикласника з 117-ï одеськоï школи Олега Владимирського.

— Олег, щоразу, коли тобi доводиться розтлумачити, у якому фiльмi знiмаєшся, як ти пояснюєш: чому фiльм носить таку назву — "Бути мужчиною"?

— Багатьом здається, що це має бути кiнокомедiя. Дехто ж вважає, що то за аналогiєю до фiльму "Мужчина i жiнка". Насправдi ж — це звична iсторiя однiєï сiм‘ï. Але за цiєю звичнiстю криється внутрiшнiй психологiчний конфлiкт, виражений зовнi у двох поняттях Сашком Устиновим характеру мужчини. Перше — будь-що вирватися з-пiд впливу матерi, навiть покинути ïï i поïхати до батька, котрий давно не живе з сiм’єю, щоб таким чином ствердити своє змужнiння, свою самостiйнiсть. Друге — до якого вiн доростає наприкiнцi фiльму — ти мужчина, а тому повинен залишатися опорою сiм’ï, навiть коли мати ще вбачає у тобi хлопчика. Я так зрозумiв свого героя.

— А як почалося твоє знайомство з режисером?

— Якось мене просто з уроку викликали до директора. По дорозi я перебрав усi своï грiхи за тиждень i визнав, що є за що. Але цього разу на мене чекала помiчник режисера. Потiм познайомився з режисером. Пiшли проби.

— У ролi твоєï матерi знiмається заслужена артистка РРФСР Зiнаïда Шарко. То не лячно?

— Згiдно сценарiю нам часто доводиться конфлiктувати мiж собою. I кожного разу помiчаю: вона настiльки схожа на мою матiр, що несамохiть починаю грати самого себе. Все, як у життi: iнодi хочеться втекти з дому.

— Виходить, що твоя мрiя здiйснилася i ти став актором?

— Навпаки, фiльм розбив мою мрiю. Нiколи на думку не спадало пiти в актори. Тепер...

— Яка сцена з фiльму здалася тобi найнуднiшою?

— Там, де я закохуюся. Уявляєте, як це стояти пiд деревом i закоханим поглядом дивитися на ïï вiкна. I так кiлька репетицiй, потiм один дубль, другий...

— За сценарiєм ти навчаєшся непогано, а?...

— Якщо пропускаю уроки, вчителi охоче працюють зi мною в позаурочний час. Але намагаюся не турбувати ïх.

— Ну, а як сприймав несподiвану появу кiнозiрки твiй 10"Б"?

— З радiстю. Час вiд часу усiм класом приïздять на кiностудiю i... сiдають за парти. Виконують роль того класу, у якому я навчаюсь за сценарiєм.

— Помню, конечно! — улыбается, глядя на старую вырезку, наш собеседник.


Он не стал артистом, зато нашел свое призвание в фотожурналистике. Долго придется перечислять названия тех изданий, в которых публиковались и публикуются фоторепортажи, фотоэтюды, фотопортреты, фотоюморески Олега Владимирского. Прекрасно знаком он и читателям нашей газеты. Хотя, как оказалось, многие понятия не имеют, что 16-летний герой нашумевшего фильма и маститый фотокор — одно и то же лицо...

— Как же удалось стать героем фильма самой Муратовой?

— Начнем с того, что Кира Георгиевна в то время еще не была особо знаменитой. Первым фильмом Муратовой был фильм "Наш честный хлеб", который она после ВГИКа сняла в соавторстве со своим первым мужем Александром Муратовым, от которого и получила свою фамилию (ее девичья фамилия — Короткова). И особой славы он не принес. А вот ее второй фильм, и первый снятый ею самостоятельно, "Короткие встречи", с Высоцким и с ней самой в главных ролях, уже принес некоторую известность. Я, например, этот фильм видел несколько раз по телевизору, и он мне очень нравился, в первую очередь, конечно, из-за Высоцкого. А история моего появления в кино началась с того, что я сидел на уроке химии в глубокой тоске, как вдруг открылась дверь, в класс заглянула девушка, посмотрела на нас и исчезла. После чего в класс зашла завуч и вызвала несколько учеников, среди которых был и я. Мы вышли, и тут девушка говорит нам: "Мальчики, а не хотите ли в кино сниматься? Если да, то приезжайте завтра на киностудию, там встретитесь с режиссером". Как оказалось, эта девушка была ассистентом Муратовой, и она обходила школы в поисках возможных претендентов на роль.

Пришло нас на студию человек 15–20. Мы один за другим заходили в кабинет, где Кира Муратова, как сейчас помню, даже не поднимая взгляда, протягивала нам листочек с текстом сценария, который нужно было прочесть. Она подала мне реплику, я сразу начал что-то изображать, и тут она подняла на меня глаза и внимательно посмотрела, затем дала следующий текст, и в конечном итоге мне сказали, чтобы я пришел еще раз.

Как видите, все произошло просто.

— А как вы реагировали, когда узнали, что именно вас утвердили на главную роль?

— Жизнь сразу изменилась! Да еще как!

Фильм еще только снимался, а я уже начал получать письма от девушек чуть ли не со всего Советского Союза. И все благодаря тому, что мою фотографию поместили в журнале "Советский экран" с малюсенькой заметочкой о том, что на Одесской киностудии начали снимать фильм "Быть мужчиной", а в главной роли ученик 10-го класса 117-й школы. Письма приходили в школу, их торжественно мне приносили, я так же торжественно их зачитывал, а весь класс помирал со смеху.

Кстати, эти письма храню до сих пор дома, вот только нужно вспомнить где.

Так что уже в 16 лет я имел все основания считать, что жизнь удалась.

— А не смущала, скажем так, некоторая неполнота этой славы? Ведь фильм этот взяли и запретили. Обидно же, наверное, было...

— Нельзя сказать, что картину так сразу и запретили. Просто ей дали "третью категорию", а это влияло и на оплату труда съемочной группы и артистов, а, самое главное, на то, что фильм должны были показывать только в маленьких, малопопулярных кинотеатрах (так называемый "третий экран"). В Одессе, к примеру, его пустили в Клубе железнодорожников на нынешней Успенской. Он шел несколько дней, после чего благополучно пропал. Хорошо, хоть моя семья успела на него сходить. Жаль только, что я не догадался сфотографироваться на фоне афиши. Сейчас бы я такую возможность не упустил...

А то, что фильм приобрёл скандальную славу, и что в нем всерьез обнаружили какую-то крамолу, я узнал только через год, когда пытался поступить во ВГИК на актерский факультет.

— Интересно, какую "крамолу" могли найти в этой семейной истории, бесконечно далекой от политики?

— Проблемы, как мне кажется, были связаны не с самим фильмом, а с тем, что его использовали в борьбе тогдашнего председателя Совета Министров Украины Владимира Щербицкого против первого секретаря Компартии Украины Петра Шелеста. Щербицкий метил на место Шелеста, и его в этом поддержал тогдашний Генсек Леонид Брежнев. Одним из пунктов обвинений, которые предъявили Шелесту, были идеологические просчеты в работе украинских кинематографистов. А фильм "Долгие проводы" и сама Муратова оказались удобным аргументом, который был использован в этой схватке.

В фильме не было ничего антисоветского, но в Союзе фильмы, как правило, запрещали из-за причин, мало или вообще никак не связанных непосредственно с кино. В нашем случае Кира Муратова, которая мало того, что была наполовину еврейкой, так еще имела румынское гражданство, стала очень удобным примером "идеологических просчетов".

Дело в том, что в 1967 году, после победной для Израиля шестидневной войны с арабскими странами, СССР и все соцстраны разорвал с ним дипломатические отношения, а Румыния — нет. Да еще после введения войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году, Румыния осудила эти действия. Также она активно дружила с Китаем, с которым СССР был, по сути, на грани войны. Так что румынское гражданство Муратовой, как и ее национальность, оказались на тот момент весьма печальным обстоятельством. А не меняла она гражданство только из-за того, чтобы иметь возможность свободно ездить в Румынию к еще живой тогда матери. В общем, "идеологически чуждая" Муратова, конечно, не могла снимать правильное кино! Вот ее и отлучили от съемок, фильм положили на полку. А Щербицкий таки сменил Шелеста...

— В 16 лет главная роль в кино, а потом — ничего. Почему же не сложилась ваша актерская карьера? Неужели из-за участия в "Долгих проводах"?

— Да просто больше никто не приглашал сниматься. Может, я тоже был "идеологически чуждый" типаж!

В 1971 году, когда я окончил школу, набора во ВГИКе на актерский факультет не было, а вступительные испытания в московские театральные вузы я не прошел. Вернувшись в Одессу, я поступил на исторический факультет нашего университета им. И. И. Мечникова. Проучился год и снова поехал в Москву поступать на актерский факультет ВГИКА. Три тура творческого конкурса я прошел и... получил двойку по сочинению. Утешением стали слухи, что якобы меня не взяли из-за истории с фильмом.

Беседу вели Анна КАПЛИНСКАЯ и Александр ГАЛЯС.

P.S. Несколько лет назад "Долгие проводы" показали по телеканалу "Культура". После чего на одном из киносайтов появились восторженные отзывы, адресованные исполнителю главной роли.

Илья Ильич: "Владимирский гениально сыграл переживания подростка. При том, что не такая уж и многословная роль, а всё таки внимание приковано на протяжении всего фильма к нему. Сколько разных ситуаций показано из жизни этого человека и как понятны все эти переживания, что хочется плакать. Понимаешь и потенциальное величие человеческой души, и обиду за то, что дети расплачиваются за неправильное поведение родителей, и много всего другого. Всё-таки молодые не часто играют в кино психологически сложные роли, а эта роль, как мне кажется, очень сложная. Но смотрится на одном дыхании и веришь, что это не игра, а правда жизни, что так оно и есть".

Aida-hanum: "Какой тонкий, умный фильм. Сейчас, конечно же, он смотрится и осмысливается по-новому. Героиню понимаю, ох как хорошо! И мальчика Сашу. Такой молодой актёр, а как справился с ролью! Браво! Большое спасибо Кире Муратовой, Олегу Владимирскому, Зинаиде Шарко".

Владимир Акульшин: "Актер словно живёт, даже неудобно говорить — играет. Жаль только, что единственный раз".

Лавантина: "Ну, что же поделаешь, Олег не актер, поэтому снялся только один раз. Сейчас он занимается любимым делом — стал известным в Одессе профессиональным фотографом. Через интернет при желании можно найти и посмотреть его фотоработы".

Роберт Грегори Дэвид: "Олег, вы уже взрослый человек и состоявшаяся личность, это здорово! А за ту роль вам огромное спасибо, вы справились на все 100 %, молодец! И всем создателям этого шедевра низкий поклон".

(Продолжение следует.)