Номер 33 (1522), 15.10.2020

"ВЕРСИЯ" ПЕРВОГО ИТ-ПОКОЛЕНИЯ

В октябре 1993 года в Одессе появился детский компьютерный клуб "Версия" — первый на юге Украины и один из первых в стране. История формирования первого постсоветского поколения украинских ИТ-шников интересна сама по себе, тем более, что многое из этого опыта может быть использовано и сегодня.


КЛУБ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ КЛУБА

Началось с того, что несколько одесских общественных организаций получили гранты от Международного Фонда "Вiдродження": им выделили компьютеры, ксероксы, факсы — огромное богатство по тем временам. Но на беду все активисты этих организаций были гуманитариями. Потому призвали на помощь единственного из своей сферы "технаря" Михаила Кордонского.

Он пришел с Раисой Краевой, с которой уже три года занимался проектом по работе с т. н. "трудными подростками" (кстати, первым в Украине).

Выслушав предложение, Михаил спросил: "А зачем мне тратить на это время и силы, отбирая их у детей?" Вопрос был резонный; его подопечные требовали постоянного внимания. Но тут осенило Раису. Еще в конце "советского периода" она подружилась с коллегами из педагогического объединения "Радуга", которые первыми в СССР начали реализовывать идею тогдашнего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова об обучении детей компьютерной грамотности. Раиса видела как быстро ребята делают успехи и давно мечтала повторить этот опыт. Она знала, что можно делать, имея подходящую технику. Загвоздка была в отсутствии такой техники; в Одессе в начале 1990-х компьютеры, ксероксы, факсы, принтеры стоили огромных денег. А тут техника появилась.

"А давай попробуем сделать с детьми издательство — раз есть компьютеры и ксерокс", — предложила Раиса.

"Так мы сами еще не умеем", — ответил Михаил.

"Вот вместе и научимся, в конце концов, это же один из наших с тобой педагогических принципов".

Против такого аргумента возразить было нечего...

Буквально на следующий день все участники встречи собрались снова. Провели "мозговой штурм", в ходе которого скрупулезно обсудили принципы и формы работы. Приняли принципиально важную формулу: "Клуб для человека, а не человек для клуба". Сразу решили, что вначале никакого отбора не будет, он будет происходить естественным путем — по работе.

Это категорически отличается от подхода большинства сегодняшних проектов, когда ребят отбирают уже на старте. Не сразу, но приняли предложенное Раисой Краевой название "Версия"; она исходила из того, что впереди была неизвестность, но зато — путь и деятельность.

Первоначально оборудование разместили в подвале на Канатной, 28, где располагался один из клубов Детского культурного центра Жовтневого района. (Позже, когда стало тесно, перебрались в городской Центр эстетического воспитания). После чего дали объявление, приглашая ребят в новый компьютерный клуб. Первые желающие объявились уже на следующий день, затем мальчики и девочки пошли волной. Надо понимать, что в ту пору в Одессе компьютеры были, дай Бог, чтобы у одной из тысячи семей, об уроках информатики приходилось лишь мечтать, а курсы компьютерной грамотности только начали появляться и детей туда не брали. Да и дорогие были эти курсы — "средней" семье не по карману; нелишне напомнить, что в 1993-м цены на товары менялись практически каждый день и только в одну сторону — роста, а вообще инфляция составила 10000 %! А тут возможность бесплатного обучения — проект был принципиально некоммерческий, благо, оба руководителя получали зарплату по основному месту работы — Детскому культурному центру Жовтневого района, директор которого Юрий Гудин активно поддержал новый клуб.

Никакого отбора не было. Прийти мог любой ребенок, но его сразу ставили перед фактом: у клуба есть правила, которые следует выполнять, в том числе и такие, как выносить мусор, подметать и мыть пол. И самое жесткое — никаких игр! После чего многие сразу отсеивались. А тех, кто решил, будто эти условия — просто "пугалка", очень скоро ждало жестокое разочарование.

Как только на каком-либо из компьютеров находили следы запрещенных игр, компьютер тут же подвергался "аресту" на две недели, то есть, весь этот срок на нем нельзя было работать. Страдала вся команда. Виновников руководители не искали; ребята сами разбирались между собой и, бывало, что кто-то уходил.

На первых порах у Раисы с Михаилом были только компьютеры да педагогические навыки, приобретенные в ходе создания детских клубов. Этот опыт позволил быстро найти привлекательные для ребят формы обучения.

Учить детей можно разными способами. Самый простой — тренировка по типу школьных занятий. Но тогда клуб очень скоро превратился бы в формальное объединение разных людей. Сплотить же, особенно подростков, может только какое-то увлекательное занятие, яркая и обязательно достижимая цель; лучше всего — то, что можно "пощупать", показать, продемонстрировать реальный результат.

Потому начали учить ребят полиграфии — изготавливали флаера, плакаты, брошюры... Это было относительно несложно и имело спрос; компьютерной версткой даже из взрослых тогда владели немногие. Кроме "бартерной" работы для "арендодателей" — хозяев компьютеров и помещений, — вскоре начали поступать и коммерческие заказы; ребята трудились на совесть, а стоимость работ была "ниже средней" — рынок таких услуг только формировался. Фактически в новых условиях и на новом уровне нашли применение основные принципы педагогической системы Антона Макаренко, в отечестве незаслуженного забытого, а на Западе весьма и весьма чтимого.

"Фишкой" же "Версии", самым громким проектом клуба стало Детское издательство, где подростки выпускали книжечки стихов и прозы своих ровесников. Первая такая книжечка — "Ненужное подчеркнуть" — была собрана, отредактирована, сверстана и напечатана за зимние каникулы. А потом пошло — поехало! Книжечки выходили маленькие — четверть стандартного листа, зато это была полностью самостоятельная работа, практическая реализация полученных в клубе навыков. А некоторые авторы, например, 12-летний Сережа Ромаскевич или 13-летний Игорь Глаголевский, и сами помогали набирать свои романы, попутно осваивая компьютерные премудрости. Характерно, что девочки составляли примерно половину ведущих "работников издательства", а самыми быстрыми наборщиками были Даша и Света.

"Система, по которой нас учили работать на компьютере, была намного более эффективной, чем если бы этим занимались в школе, — вспоминает Сергей Ломакин. — Новичкам в качестве преподавателей приставляли их же ровесников. Меня, например, обучали Денис Валько и Саша Тарасов, с которыми мы быстро подружились. Это было очень удачное решение, потому что учителя и ученики разговаривали на одном языке. Да и сам наставник развивал таким образом свои знания и умения".

В ДАЙДЖЕСТЕ У БИЛЛА КЛИНТОНА

Основными же наставниками ребят стали профессионалы из самого первого поколения одесских ИТ-шников. Прослышав, что существует такой клуб, они тут же предложили свою помощь. Первым из профессионалов, кто поддержал ребят и их руководителей, стал Юрий Семенов, один из ведущих идеологов и практиков движения открытого программного обеспечения. За ним подтянулись и "фидошники" (так называли пользователей сети Fidonet. Ведущая ИТ-шная фирма города "Пако линс интернешнл" предоставила клубу кое-что из оборудования, а главное, бесплатный Интернет.

С этими дарами связаны занятные истории.

Под Новый 1994 год компания "Пако линс" преподнесла своим юным друзьям замечательный подарок — модем — стоимостью около 300 долларов. Клуб сразу стал обладателем миллионного состояния (это не шутка — за один доллар в ту пору давали около 100 тысяч купоно-карбованцев). Автор этих строк, руководствуясь самыми благими намерениями, поместил информацию об этом в газете "Одесский вестник". И буквально на следующий день в офис компании нагрянули налоговики: не могли они поверить, что дар — бескорыстный, а не попытка укрыться от уплаты налогов. Раиса Краева с улыбкой вспоминает, что директор компании Олег Левченко сказал ей: "Мы будем вам помогать, только, пожалуйста, не афишируйте!"

Вторая история еще более интересная.

Кто-то узнал, что в Белом доме появилась своя электронная почта. Родилась идея послать Президенту США Биллу Клинтону поздравление с Днем Независимости, заодно коротко рассказав о своем клубе. Сказано — сделано. Отправили письмо, что называется, по приколу. Но каков же был восторг у ребят и взрослых, когда через несколько дней пришел ответ от директора президентской электронной почты Стивена Хорна. Помимо благодарности, он сообщил, что информацию о письме одесситов включили в дайджест ежедневных новостей, который готовят для Клинтона. А вслед за электронным письмом пришла и письменная благодарность из Белого Дома. Наибольшее впечатление этот факт произвел на родителей юных ИТ-шников, которые стали с гораздо большим уважением относиться к увлечению своих чад, после школьных уроков буквально пропадавших в клубе.

Освоение Интернета шло быстрыми темпами, а попутно приходилось осваивать и английский язык. Наиболее способные и усердные вскоре могли похвастать тем, что готовили школьные контрольные и рефераты, пользуясь библиотекой Конгресса США — самым крупным в мире хранилищем литературы. В начале сентября 1994 года, к 200-летию Одессы, ребята решили заявить о себе на весь мир: разослали по 400 телеконференциям рассказ о своем городе. Ответы пришли со всего мира.

А ЕЩЕ БЫЛ "ОСТРОВ"

Так называлась игра, которую придумали в Канаде. Согласно условиям игры некое условное пространство — ОСТРОВ — было разделено на 30 участков по количеству участников из разных стран. Украину представляли Женя Токмаков и Юра Тиганий из "Версии".

"Каждому из нас давали участок и 50 тысяч долларов. Разумеется, виртуальных, хотя нашелся человек, который интересовался, где именно раздают эти деньги, — рассказывает Юрий Тиганий. — Еще мы получали несколько адресов других участников. Далее от нас требовалось развернуть на ОСТРОВЕ свой "бизнес" и к концу игры узнать всех, кто принимает в ней участие. На моем участке оказались "кедровый лес", "лесопилка" и "электростанция", так что поневоле пришлось заняться "коммерцией". Вышло удачно. Через полгода я уже был "миллионером", а после выборов в местные органы власти — "парламент" и "правительство" — стал "министром сельского хозяйства" и фактически "вице-премьером"".

Ребята взрослели, овладевали навыками веб-дизайна и программирования. Школьники начали выполнять серьезные заказы. В 1996 года создали электронную версию "взрослой" газеты "Порто-франко" — это был первый такой проект в Одессе. На сайте газеты до сих пор работает движок, созданный командой "Версии" под руководством Михаила Кордонского (к сожалению, несколько лет назад он ушел из жизни). На этом этапе изменился и клуб. Ребят стало меньше из-за роста требований к уровню ответственности и умению быстро учиться новому в ходе практического выполнения заказов. Общение все больше переходило в виртуальную плоскость.

"Возникли опасения, что клуб распадется как система отношений, — признается Раиса Краева, — потому я настояла на том, чтобы мы собирались все вместе раз в неделю, просто попить чай, поговорить на житейские темы". Григорию Лысаку эти собрания запомнились свободной, раскованной атмосферой, когда каждый мог высказать свое мнение, будучи уверенным, что к нему прислушаются.

ИХ ВЫБРАЛО ВРЕМЯ

За четыре с половиной года через клуб "Версия" прошло более 400 школьников. Многие приходили сюда с сугубо прагматичной целью — бесплатно овладеть основами компьютерной грамотности, но быстро втягивались в дружескую атмосферу. Примерно 70 из выпускников "Версии" используют полученные навыки во взрослой жизни, около 30 стали профессионалами ИТ-сферы, бизнесменами.

Самый, пожалуй, известный из них — Петр Обухов, один из ведущих программистов Одессы, он создал популярную сеть такси "Бонд", был депутатом Одесского облсовета, сейчас баллотируется на должность городского головы.

Евгений Ларионов — художник и веб-дизайнер, стал первым из граждан Украины, чей рисунок поместили в мировую галерею Corel Draw x4 (специалисты утверждают, что это примерно то же самое, как если бы картину повесили в Белом Доме или Букингемском дворце).

Самый юный участник проекта Лёша Краев, вошел в число самых первых членов клуба "Самый умный", а сейчас — уже Алексей Викторович — возглавляет направление крупной ИТ-фирмы, регулярно выступает в качестве тренера и наставника молодых программистов.

Вот так формировалось в Одессе, да и на всем украинском юге, первое постсоветское поколение ИТ-шников.

"Оглядываясь назад, я думаю, что не мы выбирали время и ситуацию, а наоборот, это Время выбрало нас, — полагает Раиса Краева. — В обществе уже был сформирован "социальный заказ" на "поколение ИT" образца 1990-х, и мы попали в нужное время, в нужное место".

Что полезного можно сегодня почерпнуть из этого опыта? Раиса Краева, ныне педагог-методист, лидер скаутов Одесской области, утверждает, что практически все.

Ей лично работа в "Версии" помогла сформировать понимание того, как относиться к современным технологиям, как не давать детям попадать в зависимости, с которыми сегодня пытаются бороться запретами или заигрываниями.

"Два моих сына, старший из которых практически вырос в "Версии", стали успешными программистами во многом благодаря тому, что я понимала, как и что нам делать с компьютерами, и что компьютер — это средство, соорганизатор среды для развития, — говорит она. — А если говорить более широко и научно, то "Версия" — модель трудовых взаимозависимых отношений, а дальше уже можно вести речь о "высокой педагогике".

P. S. Фотоархива от "Версии" не осталось. Собственно, его и не было. Никому тогда и в голову не могло прийти, что со временем этот проект станет историческим фактом. Впрочем, добрая память важнее фотографий. Недавно один известный в городе ИТ-шник на вопрос, где он постигал основы компьютерных наук, ответил так: "Школа "Версии" и самообразование".

Александр ГАЛЯС.