Номер 01 (1490), 16.01.2020

ЕДА БЕЗ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

"Моя страна, моя еда..."

Интригующе звучит, не правда ли? Но что это: название квеста, видеоролика, перформанса или чего-то такого? Но нет, все гораздо серьезнее, о чем свидетельствует продолжение: "... что означает законодательство ЕС в области пищевой безопасности для Одессы и Украины?" Круглый стол и открытую панельную дискуссию на такую тему провели в нашем городе в рамках Общественной школы действенных практик ЕС Институт европейской политики (Берлин) в партнерстве с Одесским областным агентством реконструкции и развития.


Для справки. Общественная школа действенных практик ЕС (CiSEP) — это программа обучения активных граждан и агентов изменений, которая работает в Украине при поддержке Федерального Министерства иностранных дел Германии. Панельная дискуссия проводится в рамках серии региональных мероприятий, направленных на обсуждение локальных вызовов на пути выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и Соглашения о полной и всеобъемлющей зоне свободной торговли в широком контексте гражданского общества.

Проблема безопасности пищевых продуктов актуализировалась в Украине после заключения Соглашения об ассоциации, где этой теме посвящена отдельная глава "Санитарные и фитосанитарные меры" (СФМ). Она касается стандартов безопасности пищевых продуктов, необходимых для упрощения процедур торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией и растениями, на которые распространяется действие регламентов по СФМ, и обеспечивает охрану жизни и здоровья людей, животных и растений. Для достижения этой цели необходимо приблизить украинское законодательство в сфере СФМ к соответствующему законодательству ЕС, а также внедрить эффективный механизм признания их эквивалентности. Соглашением также предусмотрено достижение "взаимопонимания" относительно стандартов содержания животных и обращения с ними.

Соблюдение СФМ по всей территории Украины, признают авторы пособия "Углубление отношений между ЕС и Украиной", является "амбициозной долгосрочной целью, и понадобится несколько лет, чтобы данную систему можно было эффективно применять во всем агропродовольственном секторе". Приведение украинских стандартов СФМ в полное соответствие с передовой европейской и международной практикой приобретает первостепенное значение, учитывая огромный потенциал сельского хозяйства Украины по экспорту продукции на европейские и мировые рынки. Совершенствование безопасности пищевых продуктов позволяет украинским компаниям получить больший доступ к рынку ЕС. Что окажет положительный внешний эффект в виде упрощения доступа на рынки третьих стран. Расходы сократятся за счет более простых торговых процедур, включая уменьшение количества разрешений на импорт и инспекций. Потребители же выиграют от улучшения качества продукции и возможности более эффективной защиты своих прав.

Открывая заседание круглого стола, Лайла Аллеманд, руководитель проектов Института Европейской политики, призвала участников к активному обсуждению проблемы. Она признала, что видит много позитивных шагов в приближении украинских стандартов к европейским, но есть и немалый негативный опыт. Хотя главное, по ее мнению, что люди хотят изменить жизнь к лучшему.

В свою очередь, немецкая экспертка предложила рассмотреть такие темы, как внедрение принципа "от поля к столу" на региональном и национальном уровнях, законодательные изменения относительно безопасности пищевых продуктов, ужесточение требований к операторам рынка пищевой продукции и инструментам контроля и ряд других.

Эту тематику дополнила модератор дискуссии Лариса Старикова, координатор "Аналитического центра Аграрного союза Украины", обратив внимание на важность проблемы рыночного контроля. Что тут же вызвало бурную дискуссию. Хотя все сошлись в том, что развитию этого механизма мешает коррупция.

Андрей Лыга, руководитель общественной организации "Новый день Украины", считает, что коррупция существует там, где интересы не совпадают.

— В Украине такая парадигма: если будешь работать "в тени", все у тебя будет спокойно, — сказал он. — И нужно изменить это представление, для чего "включить свет". Выдача фискальных чеков может стать этим "светом", который все процессы сделает прозрачными. Сегодня бизнес думает, как обойти закон. Когда же включают "свет", все переворачивается и становится как в Евросоюзе, где по-настоящему защищают права потребителя.

Он привел пример инспектирования рынка в Енакиево: "Все продавцы предъявляют документы на свинину, а на прилавках лежит говядина. Но продавцы утверждают, что это именно свинина. И только, когда мы спустились на склад, и увидели так называемых "свиней с рогами", ветеринарный лекарь начал выяснять, кто привез столько говядины? А все объясняется просто: свинину продавать проще, чем говядину, которая маркирована, для торговли которой нужно получить гослицензию. Но и государство должно учитывать интересы бизнеса. А не делать однобокое законодательство. А что мы видим сегодня? Из Соглашения об ассоциации с ЕС принимаются выборочные законы, все остальное оставляют на потом.

Сергей Щербина напомнил об важности соблюдения международных стандартов, что дает возможность украинским предприятиям конкурировать на европейском рынке.

— Но сегодня каждая компания решает, каким стандартам соответствовать и куда свою продукцию экспортировать, — утверждает выступающий. — Нашим сертификатам в ЕС не доверяют. Бывает такое, что производитель масла покупает продукцию конкурента и выдает ее за свою. И никто не удосужится проверить, какое масло на линии, потому что между производителем и органом сертификации есть определенные договоренности.

Также возникла дискуссия по поводу закона о безопасности продовольственных продуктов. По мнению участников, государство должно создать нормативную базу, а бизнес — заинтересован в ее соблюдении. Рыночная система должна быть независимой. А проверки — работать на потребителя, который должен быть уверен в качестве продукции.

Как отметил Александр Воропаев, видны качественные изменения на рынке. Покупатели уделяют внимание тому, что покупают, смотрят на отзывы о продукте в Интернете, проверяют коды. Причем прежде всего это относится к самой активной и платежеспособной категории людей 24–35 лет.

— У Украины достаточно времени, чтобы выполнить директивы ЕС. Я не вижу глобальных сложностей по внедрению норм безопасности на производстве, — утверждает А. Воропаев. — Начиная с того, что уборщица не должна мыть кабинет начальника тряпкой, которой протирает пол в парадной, и заканчивая качеством приготовления еды. У нас есть еще пять лет, чтобы полноценно стать на европейские рельсы.

Не раз выступающие говорили о том, что тормозится принятие законодательных актов, предусмотренных Соглашением об ассоциации. Все можно было бы делать гораздо быстрее, если бы не проволочки чиновников.

В то же время Вячеслав Головченко заметил, что нужна талантливая коммуникация, культура донесения информации, чтобы производители и потребители стали уважительнее относиться друг к другу. И чем больше молодых людей будет задействовано в этом, тем быстрее пройдет внедрение стандартов.

Подводя итоги обсуждения. Лайла Аллеманд отметила здоровый скептицизм и движение вперед к внедрению европейских стандартов в Украине.

— Я верю, что у вас все получится, — сказала она, — и рада, что в Украине столько неравнодушных людей, которые стремятся получить новые знания и изменить жизнь страны к лучшему.

Руководитель Одесского областного агентства реконструкции и развития Сергей Калабин считает дискуссию очень полезной, поскольку она помогла выяснить ситуацию с внедрением законодательства по безопасности пищевых продуктов. Выработанные решения будут систематизированы и предложены местным органам власти.

Инна ИЩУК, Андрей ТИШКОВ.