Номер 44 (1484), 21.11.2019

ФЕНОМЕН "МАРШРУТКИ"

"Маршрутное такси — автобусы и микроавтобусы, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам и не полностью интегрированное в регулярную систему общественного транспорта".

Вот и всё, что можно узнать о "маршрутке" из "Википедии". Мало и неопределенно. Между тем явление это знаковое для постсоветского пространства. С маршрутками прочно связана жизнь миллионов людей. Сегодня даже не верится, что при Союзе частных автобусов и микроавтобусов... не было?!

Частные маршруты стали, пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией эффективного вложения "первоначального капитала". История умалчивает, какие баснословные дивиденды принес тот капитал, и сколько "бабла" в виде "откатов" получили чиновники за предоставление права владеть маршрутами.

Да, "маршрутка" изменила в лучшую сторону существование многих, очень многих связанных с ней. Сняла остроту пассажирских перевозок в городах, создала тысячи новых рабочих мест, подняла семейные бюджеты. И все же главный её эффект видится в другом. На базе социалистических, по форме, возникли новые (называйте их как хотите — "буржуазные", "капиталистические", "постиндустриальные"...), по содержанию, социально-экономические отношения в салоне транспортного средства. Рассмотрим вкратце это интересное явление на примере "маршруток" Одессы.

Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что тут доминирует "свой" пассажир, кардинально отличающийся по социальному статусу от "троллейбусного" и "трамвайного". Три основные отличия — материальное состояние, возраст, занятость. "Маршруточный" — ядро производительных сил общества. Проще говоря — материальное и духовное богатство страны создает в основном он. Разумеется, что и правила игры в пространстве за спиной водителя устанавливает он же.

Испытываю эстетическое наслаждение от созерцания процесса передачи денег за проезд в исполнении одесситов. Это всегда театральная миниатюра, которую смотрю, "забив" самое удобное место — у окна, в последнем ряду левой стороны. Благо живу рядом с конечной остановкой.

Спектакль внешне напоминает игру моего детства в испорченный телефон. Но есть существенное отличие — присутствие в игре денег, пальцев, голосов передающих. Чем выше номинал купюры, тем бережнее пальцы, отчетливее голоса. Апофеоз — когда назад идет сдача. Я не вижу лиц, вижу только пальцы с деньгами над плечом сидящих впереди, и по пальцам читаю, что их хозяин совершил поступок! В нем замешаны и воспитание, и традиции, и "социалистическое общежитие", и элементарная внутренняя порядочность. Ни разу не видел, чтобы сдачу кто-то "заныкал" по дороге. Зато неоднократно видел, как её возвращали водителю, не найдя хозяина.

Теперь уже, можно сказать, десятилетиями наблюдаю за динамикой эволюционных процессов в пассажирской среде. На заре частного извоза не заплатить пытались многие, предъявляя липовые документы, выскакивая на улицу за спинами добросовестных. Кстати, для выходящих двери водитель открывал только передние, а рядом с ним сидел(а) собирающий(ая) плату.

Сейчас ситуация изменилась кардинально. Платят все! Не считая обладателей "железных" документов, но это — тысячные доли процента от массы. В эти же доли попадают и те, кто сознательно едет "зайцем". За последний год я зафиксировал... одного (!) азиатской внешности "зайца". Нет, уровень сознательности "своего" пассажира невероятно вырос, и я трактую его как результат победы нового типа товарно-денежных отношений.

Задние двери теперь спокойно открываются на выход по требованию пассажиров, заблаговременно передавших деньги.

Изменилось поведение и сидящих, и стоящих. Если каких-то пять — шесть лет назад салон гудел от разговоров по мобильникам, то ныне большинство заткнуло уши наушниками и молча вперилось в смартфоны. Смартфон реально — "ум, честь и совесть" нашей эпохи!

Приятно констатировать значительный прогресс в вопросе уступки мест старшим и женщинам. Но еще более приятно видеть эти многочисленные действия со стороны молодых людей в отношении девушек. Мне почему-то кажется, что тут сказывается сложная парадигма войны...

Не замечаю воров-карманников. Раньше замечал, а теперь — нет. То ли повысили мастерство, то ли чувствуют, что жертвы могут дать совместный отпор.

Водители. Тоже изменились, научились. Тоже приятно наблюдать, как виртуозно одновременно отсчитывают сдачи, открывают по требованию передние и задние двери, отвечают на вопросы, сигналят знакомым, да ещё и с ветерком (не всегда, правда, приятно...) везут! Но стареют. Уходят на более спокойные места. Кто помоложе — за границу. О проблеме свидетельствуют объявления в салонах: "На маршрут... требуются водители".

Стареет и парк машин. Отчетливо видно, что владельцы не желают вкладывать средства в новую технику. Оно и понятно — стратегических перспектив этот бизнес не имеет. Пришло время экологически чистого транспорта. Одесса в трамвайно-троллейбусных делах в числе лидеров.

Конечно, полностью исчезнут "маршрутки" еще не скоро, но процесс пошел. Свою историческую миссию они выполнили. Немного грустно, как всегда бывает, когда уходит, ставшее почти родным, привычное...

Валерий ВАРЗАЦКИЙ.