Номер 24 (1464), 4.07.2019

САПОЖОК
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

(Продолжение. Начало в №№ 10-23.)

Вернемся к руинам. Рядом с аркой - знаменитая ораторская трибуна, украшенная деталями трофейных кораблей.

В кирпичном здании курии раньше собирался сенат, а рядом с ним - руины базилики Эмилии времен республики (то есть до нашей эры). По всей территории разбросаны остатки древних храмов - колонны, ступени, обозначенные периметры фундаментов. Отличается от других круглой формой храм богини Весты, хранительницы домашнего очага. В конце Священной дороги, проходящей через весь Форум, стоит арка Тита, установленная в честь его победы в Иудее в конце первого века.

Вся мозаика императорских форумов началась в 54 году до нашей эры с форума Цезаря. Мне показалось, что больше всех представлен в этом знаковом месте император Траян. Почти два десятилетия он был у власти и сумел максимально расширить границы государства, проложить множество дорог. При нем Рим бурно застраивался и достиг того миллиона человек, о котором я уже упоминал. На форуме имени императора бросается в глаза 38-метровая колонна Траяна, которую спиралью покрывает двухсотметровый барельеф с тысячами высеченных фигур, воссоздающий картину дакийской войны. Колонна посвящена победе римлян и завоеванию Дакии. Нынче на верхушке красуется статуя святого Петра, которую поместили туда четыреста лет назад вместо фигуры императора. Тогда правили бал папы. Но и потом ничего менять не стали. Кто ж поднимет руку на святого?

Сохранился и Траянский рынок с двумя ярусами лавок и закрытым торговым залом на третьем этаже. Есть еще и термы Траяна внушительных размеров. Словом, этот правитель, несомненно, остался в истории.

На форуме Августа обнаружили остатки огромного храма Марсу-мстителю (открыт во 2 году до нашей эры). Есть упоминания о некогда прекрасном храме Минервы, мрамор из которого был по приказу пап использован для сооружения средневековых фонтанов. Честно говоря, прогулки по Форуму дают такой переизбыток информации, что мне трудно представить человека, способного разложить все по полочкам. Перед тем как покинуть эту местность, упомяну раскопанный накануне нашего века еще один колоссальный комплекс под названием Храм Мира, примыкающий к выходу в сторону Колизея.

* * *

Руины и археология - вещи специфические. Всегда хочется прийти к чему-то более осязаемому, чем память и воображение. Углубимся в средневековые кварталы, где, как вы понимаете, тоже можно встретить древности. Давайте сходим в Пантеон.


Пантеон

На этом месте еще до нашей эры был храм в честь семьи Юлия. Его поглотил пожар. Теперешний Пантеон - единственное полностью сохранившееся здание времен империи. Изначально форма постройки была прямоугольной, но император Адриан пожелал видеть храм круглым. Тогда римляне посвятили храм всем богам. Фасадную часть сделали на манер древнегреческих культовых сооружений с колоннами и портиком. А вот параметры ротонды поражают. Да и уровень исполнения тоже. Высота и диаметр Пантеона одинаковы - по 43,5 метра. Как удалось сохранить языческую постройку в христианском Риме? На сей раз благодаря конструктивной позиции пап. В начале седьмого века храм освятили, сделали христианским. Сюда перенесли из катакомб останки мучеников и посвятили святой Деве Марии.


Интерьер Пантеона

Сферический купол создает ощущение небесной бесконечности. Через круглое отверстие диаметром больше восьми метров в помещение проникают свет и воздух. Даже в жаркий день за толстыми стенами легкий полумрак и прохлада. В древности в нишах между 16 гранитными колоннами стояли мраморные статуи Юпитера и Марса, Ромула и Энея, Юлия Цезаря. Нынче на мраморных надгробиях найдете имена нескольких епископов, зодчих и художников, среди которых Рафаэль. Есть гробницы короля Умберто Савойского и его жены. А центральное место занимает гробница первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила. Вот так: начиналось собирателем абсолютной власти Цезарем, а завершается объединителем страны, между которыми пролегли почти два тысячелетия...

* * *

Император Адриан не только вдохновил постройку Пантеона, но и еще при жизни решил построить для себя любимого мавзолей. И он тоже сохранился, хотя и не в первозданном виде. Мавзолей Адриана больше известен как замок Святого Ангела и хорошо виден с берега реки Тибр.


Мавзолей Адриана

По Виа деи Коронари мы подходим к широкому красивому каменному мосту, построенному вместе с замком в 130 году. Сейчас по обе стороны моста выстроились фигуры ангелов. Они появились в эпоху Возрождения. Сам замок-мавзолей неоднократно перестраивался и менял свое назначение. О его первоначальном облике и масштабах писали современники Адриана (умер в 138-м). Мавзолей был квадратным, и над ним возвышалась большая башня с колоннами и статуями. Здесь хоронили императоров и их близких вплоть до Каракаллы. То есть почти сто лет. Говорят, что мавзолей по масштабу приравнивали к Колизею. Впрочем, не за горами был упадок империи, набеги варваров, разграбления и пожары. Мавзолей перестроили и превратили в крепость. Он обзавелся шестью башнями, амбразурами и площадками для артиллерии. Это было в веке десятом. А с конца XIII века объект попал в папские руки. Они соорудили длиннющий, хорошо укрепленный коридор, ведущий по верху городской стены Ватикана прямиком в папские дворцы. Таким образом, мавзолей продолжал служить крепостью, но использовался также как тюрьма и место важных встреч. Если на втором этаже томились узники, то на четвертом были папские покои и зал сокровищ. И над всем этим соорудили огромную террасу, откуда открывается панорама на город и где центральное место занимает бронзовый архангел. Вот такое удивительное местечко.

* * *

Вернемся на другой берег реки, к тем местам, откуда начинали разговор о Риме.


Древний цирк

Недалеко от Колизея и арки Константина выйдем к расположенному у подножия Палатинского холма Циркусу Максимусу. Некогда это был водоем, засыпанный землей. Изначально здание ипподрома строили этрусские цари, правившие Римом до создания республики. Это они пытались сделать из небольшой деревушки процветающий город и прививали горожанам свои традиции. Среди них были гладиаторские бои и различные массовые зрелища. В том числе гонки на колесницах. Вот для них-то и требовалась такая обширная площадка. Размеры Циркуса впечатляют: 664 на 123 метра, плюс трибуны по всей окружности. При уже мною упомянутом императоре Траяне арену реконструировали, и она могла вместить до четверти миллиона зрителей! Вы можете себе такое представить? Сегодня спортивных объектов подобной вместимости в мире нет...

От Циркуса Максимуса идем мимо руин некогда величественного театра Марцелла снова к реке. Видим перед собой остров Тиберина, устроенный когда-то римлянами в форме корабля. На остров ведут два моста, построенных до нашей эры. Стоят себе и не падают. Сегодня большую часть площади занимают больница и храм Святого Варфоломея, который построили триста лет назад на месте храма Эскулапа, древнеримского бога медицины.

* * *

Площадь Испании

По тому же мостику возвращаемся в средневековые кварталы и буквально натыкаемся на торжественное здание местной синагоги.

Ей чуть больше ста лет, и, казалось бы, к истории имперского Рима она отношения не имеет. Это так. Но вот сразу за ней находятся кварталы еврейского гетто, самого старого в мире. Взаимоотношения Рима и евреев - запутанный клубок.

Первые евреи прибыли в республиканский Рим еще в 161 году до нашей эры в качестве послов от Маккавеев. Тогда просили могучую державу помочь в борьбе с захватчиком Антиохом, осквернившим храм в Иерусалиме.

С тех пор стали понемногу селиться здесь, вести дела. Еврейские парни, воспринявшие своего соплеменника Христа как мессию, чуть позже стали проповедовать его учение, за что подвергались гонениям и шли на смерть, становясь первыми христианскими святыми.

Все это происходило еще в имперском Риме начала новой эры. Вместе с тем исповедовавшие традиционный иудаизм спокойно жили в стране вплоть до позднего Средневековья. В середине ХVI века вышел папский указ о создании закрытой территории (то есть гетто) рядом с театром Марцелла.

Евреи были тогда ограничены в выборе рода деятельности. И так длилось триста лет до падения Папского государства и создания единой Италии. Ясно, что и при фашистах народ подвергся гонениям. Впрочем, удивительно, что и сегодня эти явно небогатые кварталы исторического центра сохранили колорит и своеобразие.

Немногочисленная еврейская община обитает неподалеку от синагоги до сих пор. Здесь множество небольших ресторанчиков, кафе и пекарен. Сюда со всего города приезжают любители еврейской кухни. Многие уносят с собой свежую выпечку и другие лакомства. В этих кварталах есть интересные живописные уголки. Например, площадь Маттеи и оригинальный фонтан Черепах.

Еще один колоритный старинный район столицы лежит на противоположном берегу реки и в переводе называется Затибровым, так как Трастевере = трас ("за") + Тевере ("Тибр"). С древним Римом эти места связывает самая первая в городе церковь, посвященная Богоматери и построенная еще в 340 году. Вскоре после того, как столицу перенесли в Константинополь.

Между тем строгий с виду храм Санта-Мария-ин-Трастевере - действующий. Перестраивали его многократно, но внутри сохранились старинные мозаики и росписи, а уютную площадь перед церковью украшает фонтан.

Я попытался хотя бы для себя сепарировать важнейшие объекты итальянской столицы по эпохам, начав поход по местам древнего Рима. Но тут все переплетено, и так или иначе вам не избежать смешения событий, отстоящих друг от друга порой на тысячелетия...

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Полный текст путевых записок
Аркадия РЫБАКА
издан 3-томником под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?".

Книги можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 649-656, 649-503, 649-668)
и во Всемирном клубе одесситов

(www.odessitclub.org)