Номер 25 (1418), 27.07.2018

УЧАТСЯ РАБОТАТЬ, УЧАТСЯ ДРУЖИТЬ,
УЧАТСЯ НА БЕЛОМ СВЕТЕ ЖИТЬ

"Новая украинская школа", как видят ее в Министерстве образования и науки, должна способствовать формированию гражданского общества, развивать сознательность и основываться на демократических ценностях - так, как это на протяжении десятилетий происходит в странах Европейского Союза.

Как и у любых изменений, у реформы системы есть не только сторонники, но и противники. И тех, и других понять несложно: с одной стороны, у нашей страны есть уникальная возможность перенимать европейский опыт, заимствуя из него самое лучшее, а с другой - немало опасений, что для наших детей зарубежный подход окажется неправильным.


С чего начинается общество

"Меняется не система, а сам подход, понимание того, для чего нужна школа", - говорит эксперт швейцарско-украинского проекта DOCCU Любовь Задорожная во время презентации результатов работы проекта в Одесской области.

Основной идеей DOCCU "Развитие гражданских компетентностей в Украине" является формирование устойчивого взаимодействия "школа - власть - громада". Профессор Наталия Протасова, руководитель этого проекта, акцентирует внимание на том, что формирование общества начинается с "микрогромады", которой, по сути, и является учебное заведение.

"Мы должны создавать такой климат в детском коллективе, чтобы в нем не было места неуважению друг к другу, проявлениям буллинга в школьных коллективах, - говорит Н. Протасова. - Мы должны культивировать идею неравнодушия - к окружающим, к проблемам общества, к гражданским процессам. Сегодня мы говорим о том, что мы действительно разные: есть люди с различными политическими предпочтениями, различными религиозными и культурными традициями. Внедряется инклюзивное обучение, при котором встречаются и учатся вместе дети с различными физическими возможностями и потребностями. Это говорит о том, что надо научиться жить в таких условиях, а традиция так жить у нас еще не заложена, ее только предстоит сформировать".

Изменение базовой концепции, внедрение в образовательный процесс демократичного подхода неизбежно влечет за собой изменение всей системы. Но какие последствия повлечет за собой отказ от авторитарных методов образования? Хорошим примером этих последствий может послужить портовый город в Одесской области - Черноморск, принимающий активное участие в проекте DOCCU.

Сегодня - "стажеры", а завтра - коллеги

Внешне городская больница Черноморска не отличается от многих других больниц - большая ухоженная территория со множеством корпусов советской постройки, между которыми изредка пробегает кто-нибудь из персонала в белом халате, неспешно прогуливаются пациенты и посетители, проезжают реанимобили. Но здесь удивительно много детей, причем они тут и не гости, и не пациенты, а полноценные сотрудники - главврач Елена Кузарь называет их "стажерами". Эти "стажеры" и есть то, что делает эту больницу единственной в своем роде, ибо с 2017 года при Ильичевской Бассейновой больнице работает первый в Украине летний медицинский лагерь для детей от 11 до 17 лет.

Среди авторов этого проекта - Ирина Василенко, главный специалист отдела образования Черноморского городского совета. Она охотно рассказывает о том, как "медицинский лагерь" превратился из идеи влюбленных в свою работу людей в реальную образовательную программу. При городском отделе образования подобная практика совмещения детского отдыха с образованием и социально-полезными занятиями существует не первый год.

"В рамках трудового лагеря у нас существует множество различных направлений: озеленение, старшие дети работают вожатыми, действуют школы лидеров, - говорит И. Василенко. - Этот проект - партнерство городского отдела образования и больницы, успешно действующий второй год подряд. Безусловно, это дополнительная нагрузка для персонала больницы, но Елена Викторовна Кузарь безумно влюблена в проект и своим примером вдохновляет остальных. Это, в общем-то, была ее идея - организовать при больнице такой лагерь".

О том, как важны подобные проекты для профориентации, говорят и сами участники лагеря.

Десятиклассник Андрей принимает участие в проекте второй раз и планирует стать врачом.

"Человек, который хочет поступать в медицинский университет, может быть не готов к тому, что он увидит, - говорит юноша. - Этот лагерь дает возможность увидеть профессию изнутри, подготовиться к ней. Мы помогаем медсестрам делать перевязки, отвозить больных, проводим какие-то несложные процедуры".

Девятиклассница Анастасия хочет стать травматологом, и знания, полученные в лагере, ей обязательно пригодятся: "Когда к нам привозят пациента, мы в первую очередь делаем рентген. Потом рассматриваем снимок, ищем, что сломано или нет. На переломы накладываем гипс".

Некоторые говорят о сознательном подходе к выбору профессии по-детски непосредственно, как София: "Не все понимают, что быть врачом - это не просто ходить в белом халате и сидеть в чистом кабинете. Это и кровь, и гной, противные запахи и многое другое. Но, главное - вылечить пациента, помочь ему выздороветь".

Дети не только активно участвуют в жизни больницы: ухаживают за тяжелобольными пациентами, учатся накладывать гипс, зашивать раны и делать перевязки, помогают выписывать справки и больничные листы, но и проходят курс лекций, знакомятся с работой всех отделений больницы, наблюдают за операциями.

"Вклад детей в работу больницы сложно переоценить, - говорит главврач больницы Елена Кузарь. - Они помогают ухаживать за тяжелобольными пациентами. Почитать бабушке книжку, подать дедушке воды, отнести документацию, сопроводить пациента по отделению - это уже помощь. Мы стараемся за время смены дать им как можно больше знаний, которые они могут применять в своей жизни. Мы понимаем, что сегодня это наши помощники-стажеры, а уже завтра они могут поступить в университет и вернуться к нам в коллектив в качестве врачей - и сделают этот выбор сознательно".

Детей сотрудники больницы ждут с нетерпением и готовятся к каждой смене - только за месяц до начала работы лагеря было 80 заявок, и они продолжают поступать. По сравнению с прошлым годом, заявок больше: среди них как новички, так и те, кто был здесь в прошлом году.

Ориентир - ученики

Кроме больницы, отдел образования участвует в реализации множества других проектов.

Так, в городе уже пятый год действует "Школа лидеров", где активные дети со всего города получают возможность посещать различные тренинги, встречаться с представителями власти. За 14 дней ребятам стараются дать возможность узнать максимум о том, как устроена жизнь и работа в их городе, научить грамотно сотрудничать с властями, показать жизнь города изнутри: как формируется бюджет, принимаются решения, реализуются программы. Это нужно для того, чтобы в будущем они могли, в том числе, правильно оценивать информацию о деятельности властей.

Далеко не последнюю роль в развитии гражданских компетентностей играет школьное самоуправление. Кажется, нечто подобное практикуют многие учебные заведения, но не везде так называемый школьный парламент является реально действующим выборным органом.

"У нас детский парламент действует уже 23 года, - говорит заместитель директора Черноморской гимназии № 1 Светлана Пшеничная, - но до участия в проекте DOCCU это было чисто номинальное формирование. Принимая участие в проекте, мы научились прислушиваться к мнению детей, поддерживать их начинания. Инициатива должна исходить от учеников, каждый гимназист имеет право голоса. Они сами придумывают, чем хотят заняться, а мы, как взрослые, помогаем им реализовать это".

На счету парламента гимназии № 1 - немало успешно реализованных инициатив.

"Каждый класс придумывает и предлагает что-то свое, у всех есть свои проекты. Наш проект заключался в том, чтобы собрать мусор, сдать на переработку вторсырье. На полученные деньги мы закупили продукты для пожилых и малоимущих людей, которые сами не могут, - объясняет член парламента гимназии Владимир Бенюк, - у всех были разные проекты и предложения добрых дел, мы обсуждали их все вместе".

Наравне с проектами, не требующими участия взрослых, гимназисты реализовывают другие идеи: при поддержке администрации гимназии были организованы поездки в детские дома и приюты для животных. По инициативе и при активном участии учеников разработан проект городского центра стерилизации животных, который будет построен и начнет работать в ближайшее время. Этот проект был разбит на несколько этапов, рассказывают ученики: "Сначала мы решили пересчитать, сколько в городе сейчас находится бесхозных собак, где их больше всего, как они передвигаются по городу. Благодаря этому мы смогли понять, где лучше всего будет построить станцию стерилизации, на сколько животных одновременно он должен быть рассчитан. Проект строительства мы разрабатывали тоже сами, с помощью родителей".

Всего в парламент входит 16 человек, задача которых - доносить до остальных идеи инициативных групп в разных классах, координировать реализацию общешкольных проектов. Сначала тайным голосованием "как у президента Украины" выбирают школьного президента - ученики баллотируются, проводят свою избирательную кампанию. Так же выбирают и членов парламента, среди которых распределяют ответственность за различные сферы внешкольной жизни - учебу, культуру, общественную деятельность.

"За время участия в проекте развития гражданских компетентностей, - дополняет Светлана Пшеничная, - мы научились выстраивать свою работу, основываясь на демократических принципах и ориентироваться, в первую очередь, на учеников. Мы не ставим перед собой задачу воспитать граждан для демократического общества, просто выстраиваем демократическую среду для них, чтобы они могли почувствовать себя его частью".

Музей - руками детей

В проекте принимают участие не только школы, но и дошкольные учреждения. Дело в том, что развитие гражданских компетентностей не ограничено ни возрастом, ни изучаемым предметом.

Примером того, как можно вовлечь даже самых юных граждан в работу учебного заведения, является дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) № 8 "Жемчужинка".

Обращает внимание, что вместо привычных рисунков с персонажами мультфильмов и сказок, коридоры украшают рыболовные снасти, полочки с корягами, раковинами моллюсков, коллажи с водорослями, панцири крабов и других морских обитателей. Все это - экспонаты мини-музея "Черное море", собранные воспитанниками. Конечно, без помощи взрослых при оформлении музея не обошлось, но самое главное в нем то, что все, даже самые незначительные экспонаты, собраны руками детей.

"Когда мы только присоединились к проекту DOCCU, задумались - с чего начинается демократия, активная гражданская позиция? С любви человека к своему городу, к тому, с чего он начался и что его окружает. Поэтому мы решили создать музей Черного моря, - рассказывает заведующая ДОУ Светлана Малахова. - Все дети на отдыхе у моря собирают ракушки, камушки, водоросли. Мы просили их приносить это, разбирали и оформляли вместе с детьми, объясняли, что это. Недавно в нашем музее были и засушенные черноморские рыбки - бычки, глоси. Но от них пришлось отказаться, так как они потеряли свой первоначальный вид и стали непригодными для экспозиции к концу года. Дети видят и знают, что это такое, что у них есть право на эти природные богатства и понимают, что, кроме права пользоваться, есть и обязанность беречь все это".

Тематические уголки оформлены и в помещениях групп. Все экспонаты подписаны - это, конечно же, для взрослых, воспитанники детского сада готовы сами провести экскурсию и рассказать о каждом из экспонатов.

Бразды правления - юному поколению

Целью швейцарско-украинского проекта DOCCU (Развитие гражданских компетентностей в Украине) в области образования является создание демократической школы европейского образца, формирование прочных связей между школой, властью и обществом. Учебные заведения не "готовят к жизни", ведь дети живут здесь и сейчас: ходят в магазин и на почту, видят, как работают другие люди, что происходит на улицах их населённого пункта. Не всегда взрослым хватает смелости отдать "бразды правления" в руки подрастающего поколения - и не всегда этому подрастающему поколению хватает инициативности и фантазии придумать что-то самостоятельно. И задача - научить быть небезразличными, показать, что в обществе каждый может что-то изменить.

Именно так взаимодействуют с учениками в общеобразовательной школе № 1 города Черноморска. Изменения начались с предложения учительницы биологии организовать субботник на берегу моря. Сначала в мероприятии принял участие только один класс, но уже на следующей неделе инициативу начали проявлять и другие школьники, их начинание поддержала администрация школы и городской совет: были выделены пакеты для сбора мусора, перчатки и другой необходимый инвентарь. Постепенно экологическая инициатива переросла в масштабный проект, посвященный 65-летию школы, - "65 добрых дел". Дети вместе с учителями, родителями и местными эко-активистами не только собирали мусор в прибрежной зоне, высаживали в городе садовую аллею, но и полностью преобразили школьную территорию.

Ольга Петлюк, директор школы, считает, что такие проекты нужно поддерживать и развивать - ведь "чем раньше человек начинает принимать свои, осознанные, решения, тем больше у него времени для того, чтобы получить опыт и в будущем не бояться сделать что-то не так".

За все время пребывания в Черноморске так и не удалось найти безразличных детей, которые вынуждены делать что-то напоказ, "для красивой картинки". Повсюду - дети, которые готовы рассказать, сколько всего нового и интересного они придумывают и узнают, взрослые, которые поддерживают их инициативы и гордятся результатами. За каждым, даже самым простым проектом стоит внушительная история обсуждений, споров, поиска оптимальных решений и поддержки, которая начинается... нет, не с детей, готовых действовать и участвовать в жизни общества, а со взрослых, которые готовы услышать их и поддержать.

Тамара ГЛАДКАЯ.

Одесса - Черноморск - Одесса.