Номер 30 (1176), 16.08.2013

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты.

НА ГАЗЕТНОЙ ПАЛУБЕ

(Окончание. Начало в № 29.)

Надо сказать, что все сотрудники делятся на две основные части: творческую и техническую. К первой принадлежат собственно журналисты, пишущая братия, а ко второй - люди, осуществляющие техническую подготовку газеты к выпуску.

Объединяет обе части главный редактор и ответственный секретарь, бухгалтерия находится рядом с обеими, а художник находится между ними, учитывая, что выполняет часть верстальной работы.

Моё вживание в работу началось с того, что меня приставили к Татьяне Васильевне Бойко, нашей верстальщице. Она обрабатывала мои картинки на компьютере, которым я тогда совершенно не владел, и вставляла их в полосу. Так она и изображена, поместившись перед монитором в корме. Я бессовестно торчал у неё за спиной, давал какие-то советы, а она делала вид, что они ей помогают работать. До сих пор удивляюсь её терпению и степени доброжелательности к неизвестному ей человеку. И это при её весьма бодром темпераменте! Первые уроки вёрстки и работы в фотошопе я получал от неё, несмотря на то, что она была немало загружена работой. И настолько проникся уважением, что до сих пор называю её по имени и отчеству. Хотя вместе съели не один пуд соли и давно стали друзьями.


На момент моего появления в газете там имелся свой художник, который собирался уходить на пенсию. На картинке он украшает форштевень корабля, и получился очень похожим, если не считать, что ниже шеи он изображён русалкой. Надеюсь, он простил мне такую вольность. Потом я часто встречал его в нашей столовой - видно тянуло на прежнее место работы или просто к привычному образу жизни.

Надо сказать, что карикатуры тогда поступали от нескольких авторов, и конкуренция была довольно велика, хотя мне не приходилось жаловаться на то, что меня не ставят в номер. Потом поток их стал уменьшаться, мы постепенно приходили к определённому единообразию в принципах оформления газеты. Умер и Николай Ильчук, который до последнего приносил свои рисунки. И вообще, штат наш сокращался, мы начинали осваивать смежные специальности, приходили и уходили новые люди, о которых я могу сказать только хорошее (что не странно, учитывая общий подход к формированию коллектива), а мы становились всё дружнее и сплочённее. Конечно, это не значило, что среди нас не было противоречий, споров, иногда и конфликтов. Но общая настроенность на мирное, семейное решение проблем всегда помогала решить всё без ущерба для работы и собственных чувств и амбиций.

Рядом с Татьяной Васильевной сидит наша бессменная наборщица, ещё одна Татьяна Васильевна, но Матвиенко. Так, как я её впервые увидел в компьютерном отделе, со спины. Человек, который незаметно принимает на себя молнии, целящие в нас, и так же незаметно отводит их. Занимается мелкими бытовыми мелочами, которые необходимо решить или сделать, да ни у кого руки не доходят. Всегда готова помочь, если есть в том необходимость. И делает всё так незаметно, что обнаруживается это, лишь когда она по какой-то причине долго отсутствует. Она из тех людей, что служат скрепляющим раствором в каменной кладке, не претендуя при этом на краеугольность или на незаменимость. Из тех, кто никогда не жалуется, и никогда не позволяет себе сбрасывать негативные эмоции на тех, кто рядом.

Над ними, в шлюпке, готовой к немедленному спуску на талях, то есть к отправке на редакционное задание, стоят наши журналисты Олег Мельничук и Евгений Стебливский с рыбой в руке. Рыба эта напоминает о таком эпизоде из его биографии, как работа в рыбопромысловой артели на Сахалине - эпизоде, которому мог бы позавидовать любой мужчина и который закаляет характер человека иногда сильней, чем участие в боевых действиях. При этом его скромность, готовность всегда прийти на помощь, абсолютное отсутствие хвастовства всегда делали его душой любой компании. Олег наш более рафинирован, и неудивительно - он вёл тему искусства, мотался по всяким фестивалям, выставкам, концертам, поэтому выглядел всегда элегантным и готовым хоть сейчас отбыть в Букингемский дворец на коронацию или заседание Палаты пэров. Небритым я видел его всего раз - на похоронах нашей сотрудницы...

В большом заднем иллюминаторе пускает дым в трубу наш ветеран, корректор Елена Михайловна Лескова. Сколько мы провели вместе времени на перекурах, как единственные курильщики во всей редакции! Отлично владеющая словом, она часто писала на любые темы и что-то вроде дамских сериалов, и я с удовольствием иллюстрировал эти истории.

Под капитанским мостиком вычитывают материалы корректоры Маша Бабий (молодая и очень красивая женщина) и Светлана Александровна Овсянникова, совсем недавно покинувшая этот мир... Больше ничего о ней не добавлю: незадолго до того мы читали её воспоминания.

Ниже, из маленького иллюминатора выглядывает наш тогдашний ответственный секретарь Василий Иванович Милосердный. Ему я обязан знанию основ и тонкостей процесса создавания газеты, превращения идей, мыслей, статей в печатную продукцию. Мы с ним были единственными мужчинами, проводящими всё время с женской частью коллектива и, даже если это и покажется кому-то странным, мы были в хороших отношениях, хотя он и был постоянным персонажем моих карикатур. Не прототипом, а как бы сказать, невольным натурщиком. Василий Иванович обладал характерной и узнаваемой внешностью, и я безжалостно её эксплуатировал, рисуя карикатуры на любые темы с его участием. Он тактично терпел, хотя я и догадывался, что он не очень рад такой сомнительной славе, которую я ему создавал. Спасибо ему за это!

В ещё одном большом иллюминаторе, со свежим пластырем на щеке, за машинкой, сидит Владислав Китик. Его специализацией была криминальная тема, и он добывал информацию, не боясь выездов на место преступления, на встречи с преступным и околокриминальным людом. Попадал он и в такие ситуации, что я только тихо радовался, что специализация моя совсем другая.

В носовом иллюминаторе мы видим третью нашу Татьяну, но уже Ивановну - нашего бессменного бухгалтера. Работу её я представлял себе трудной и монотонной, поэтому на картинке дал ей напильник, заставив точить якорь. Хотя сравнение, конечно же, неверное хотя бы в смысле полезности. Ведь бухгалтер всегда столп опоры в любом предприятии - хоть газетном, хоть канавокопательном. Все иногда могут позволить себе расслабиться, зная, что их прикроет сослуживец. Бухгалтер же, как сапёр: ошибается всего один раз. Поэтому, рисуй я заново, дал бы в руки щуп минёра, или раз уж морская тема, то лот, катушку лага и песочные часы для замера глубин и скорости движения судна.

Чьи пятки виднеются в ходовой рубке, и чья рука машет из волн, - не скажу. Это те люди, что у нас не задержались по разным причинам.

Перед раскрытым грузовым люком сгибается под тяжестью газетного тиража Леонид Рысин, если можно так выразиться, боцман нашего корабля. В то время мы печатали в издательстве украинский тираж газеты "Совершенно секретно", и всем нашим мужчинам приходилось трудиться в упаковочном цехе, точнее, в экспедиционном, во время печатания тиража. О, это были незабываемые ощущения! Бесчисленное количество упакованных и перевязанных пластиковой лентой газет прошло через наши руки. Газета, где даже руководство не чурается тяжёлого физического труда, - правильная газета! Здесь мне, разбалованному интернетовской манерой письма, очень хочется поставить смайлик в виде вытянутого вверх большого пальца или чего-то подобного - но я воздержусь, думаю, читатели и так знают, что такое для мужчин совместный физический труд, от которого никто не отлынивает. Конечно же, это только эпизод из его деятельности, которая в большей части состоит из другого, но это уже внутренняя кухня, которой я здесь раскрывать не буду.

В смотровой бочке на верху фок-мачты - многолетняя душа всего нашего коллектива, заботливая матушка не только нашего главного редактора, но и наша общая - Белла Львовна Рыбак. Когда она ушла из жизни, осиротел не только Аркадий Михайлович, а мы все, весь наш коллектив. И нам всегда будет её не хватать...


Много ещё людей работали и продолжают работать в нашей газете. И те, кого обошёл я вниманием сейчас, надеюсь, не обидятся на меня. Просто сегодня я погрузился в год 1996. И хоть сегодня на дворе год 2013, очень надеюсь, что наша газета будет существовать ещё долго, и в ней найдётся место и для тех, кто сегодня остался за пределами моего рассказа.

Алексей КОСТРОМЕНКО.

На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО: Февраль 2001 года. Газете "Порто-франко" - 10 лет.

В первом ряду (слева направо): художник Алексей Костроменко, журналист Олег Мельничук, коммерческий директор Александр Гула, журналисты Евгений Стебливский и Борис Штейнберг.

Во втором ряду: корректор Светлана Овсянникова, журналистка Елена Колтунова, корректор Галина Тульчинская, наборщица Татьяна Матвиенко, верстальщица Татьяна Бойко, наборщица Анжелика Ерошкина, верстальщица Людмила Хмарская.

В третьем ряду: секретарь Елена Самойленко, кассир Белла Львовна Рыбак, бухгалтер Татьяна Дияжева, редактор Аркадий Рыбак, завотделом рекламы Ольга Михайлова, корректор Елена Лескова, ответственный секретарь Тамара Головач.