Номер 17 (1163), 17.05.2013

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90- летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты. Начало см. в № № 15-24, 26-49 за 2012 г., № № 1-16 за 2013 г.

Игорь БОЖКО:
"Комсомольская искра" расширила мой диапазон жизни

(Окончание. Начало в № 16.)

В доме на Ромашковой скучать не приходилось. Я прожил там 5 лет, и это самые яркие для меня воспоминания.

Помню, как мы женили Мишу Ильвеса. Привозит он двух баранов. Говорит, вечером гости придут. Вино в бидонах стоит. Ты, пожалуйста, этих баранов пожарь. А как их жарить в наших условиях? Мои помощники нашли за сараем разбитую кровать. Сделали вертел. Баранов проткнули, развели костер. И когда люди стали подходить, эти бараны уже вертелись. Мы, конечно, дилетанты в этом деле были. Получилось так, что снаружи мясо уже готово. А внутри сырое. Гости отрезали себе по кусочку. А остальное дальше жарили. Тогда человек 150 пришло, и обкомовские тоже. Мы сидели в саду за столами. В комнате все было уставлено. Захожу в туалет, на крышке унитаза фанерочка. И на ней бутерброды. Был, правда, и дворовой туалет. Уж там-то не лежали.

За домом у нас был свой сад и огород. Мы выращивали лук, чеснок. И как-то с Мишей Ильвесом поставили эксперимент по выращиванию картофеля в авоське. Так, чтобы посадил в сетке и сразу и выкопал. По нашей методике нужно было окучивать куст по мере его роста. Получилась большая гора земли. Когда мы решили собрать урожай, в авоське было штук 50 картофелин, но все, как горох!

В садочке за домом я построил себе "будку" и там прожил два года. С женой разошелся. Они с дочкой в комнате остались. А мне нужно было какое-то жилье. Тогда строились дома. И стройка была обнесена деревянным забором. Вечером мы с ребятами: Паша Шевцов и Юлик Мазур, приятели из обкома помогли мне в садик принести несколько деревянных щитов от забора. То-то сторож утром удивился. Из щитов я построил будку. Рядом росла шелковица. И мне было жалко обрубить ветку. Поэтому я сделал так, что она входила в стену моего жилища и выходила через крышу. И такая красота была. Ночь, полнолуние. Сороки по крыше прыгают, вечером придешь - коты ждут ужина.

Будку я свою на совесть сделал, крепкую. Поставил на кирпичах. Как-то был ураган. Будку мою, прикрепленную к дереву, так трепало, будто на скором поезде мчался.

Я провел электричество, у меня были свет и тепло. Зимой придешь, она завалена снегом. Разгребешь. Внутри холодно. Включишь батарею. Через час уже можно было снять одежду.

Двери в своем жилище я сделал узкие. Но я-то проходил в них. Хотя случались и коллизии. В эту будку ко мне приходили друзья. Обычно садились в садике за столиком, общались. Иногда приезжали из области. Однажды пожаловал председатель колхоза. И только за столом расселись (нас было человек пять), дождь пошел. Я пригласил всех в будку. А он, бедный, с животом, не может пройти в дверь. Мы стали уминать живот, втягивать его. Получилось. А вот обратно хуже. Он вином наполнился, поел. А выйти не может. Один его с улицы тянет, другой из комнаты подталкивает. Третий живот уминает. Подряпали ему живот, порвали рубашку. И он уже потом решил под дождем в садике сидеть.

В доме на Ромашковой было столько историй, что сейчас Игорь Божко собирает их в книжку воспоминаний о жизни "искровцев".

В "Комсомольской искре" также началась выставочная, так сказать, общественная жизнь художника, писателя, поэта, сценариста.

- В 1971 году в здании редакции на улице Пушкинской открылась моя первая выставка. У нас был большой зал. И мы имели возможность делать экспозиции, как нигде в городе: Хруща, Онуфриева, сборные. Потом у меня была выставка в Доме актера, сначала совместная с Олегом Соколовым, а потом уже личная. Правда, она провисела всего два дня. Потом по указанию свыше ее сняли.

Перед закрытием "Комсомольской искры" мне поручили вести отдел поэзии. В редакцию приходили люди со своими виршами. Один поэт принес:

Кто поет и пляшет,

Тот поет и пляшет.

Кто сеет и пашет,

Тот сеет и пашет.

Запомнились и другие строчки:

Спи, мой Ленин, мой прекрасный,

Баюшки-баю,

Тихо светит месяц ясный

В мавзолей твою.

В газете "Комсомольская искра" у нас была своя студия "Голубой треугольник". Мы даже значки себе такие хотели сделать. Метафизический предмет, небесного цвета. Собирались мы каждую неделю: Саша Волчек, Паша Шевцов, Света Овсянникова. Читали свои опусы. И не просто так. Сбрасывались деньгами. И кто больше набирал баллов, выигрывал. И на эти деньги праздновали его победу. Паша Шевцов и я побеждали чаще всего. Так уж выходило! Иногда наши произведения публиковались на страницах газет, журналов.

Работая в газете, мне очень хотел написать о своем военном детстве. Помню войну глазами ребенка. И так появилась повесть "Азбука". Толя Качан повез ее в Киев на съезд писателей. И показал Василию Быкову. Он прислал мне письмо. И мы с ним лет 15 переписывались. Потом я отдал копии писем в Белоруссию для издания книги о нем.


В архиве Игоря Божко немало интересных историй, которые легли в основу его сценариев, повестей, стихотворений. Он является художником-постановщиком полнометражных художественных фильмов - "Охота на крыс" и "Мертвые без погребения", режиссёр - Игорь Апасян. Неоднократно снимался в кино как актер. Керфурт в "Морском волке" Игоря Апасяна, Апостол Филипп в "Пустыне" Михаила Каца, несколько эпизодических ролей в муратовских фильмах. Сыграл роль Отца Михаила в фильме Александра Жовны "Маленькая жизнь". Кира Муратова по его сценарию поставила первую новеллу "Котельная № 6" в фильме "Три истории". В 2006 году по его повести и сценарию в Москве снят художественный фильм "Граффити".


Игорь Божко снял несколько своих документальных и игровых фильмов, которые были представлены на международных конкурсах и показаны по телевидению. В 2008 году написал драматическую пьесу "День молчания", которая была показана на Четвертом международном театральном фестивале в Одессе. В этом спектакле свою последнюю роль сыграл народный артист Семен Крупник.

В разные годы выходили книги его прозы "Цвета памяти", публикации в журналах "Горизонт", "Октябрь" и "Смена" стихов "Очередь", "Сухая трава", "Год воробья". Он пишет музыку к шестиструнной гитаре, которая исполняется в престижных концертных залах Украины и за рубежом. В 1999 году вышел его сборник гитарных пьес "Музыкальный вернисаж".

Еще много можно говорить об этом удивительном человеке, одном из "искровцев", но лучше всего побывать на его выставках, познакомиться с ним, почитать его стихи, наполнив душу радужным миром Игоря Божко.

Беседовала Инна ИЩУК.

На фото:

- Кадр из фильма "Пустыня".

- Кадр из фильма "Морской волк".