Номер 14 (1160), 12.04.2013

Живая Жизнь "клоуна-поводыря"

Наш юный автор Маша Чумакова уже во второй раз "волонтерила" на "Комедиаде". И снова набралась незабываемых впечатлений, которыми решила поделиться с читателями "Порто- франко" в стиле ЖЖ (Живой Журнал). Напоминаем, что фестиваль "Комедиада-2033" проходил в Одесском "Доме клоунов" с 29 марта по 1 апреля.

29 марта. Сегодня - открытие "Комедиады". Решила приехать пораньше, так как из опыта прошлого года поняла, что пунктуальность тут важна. Никто не знает, когда понадобится твоя помощь.


Приезжаю в любимый "Дом клоунов". На этот раз у меня не спрашивают аккредитации. Только вот клоунесса-гардеробщица не хотела принимать куртку. Все крючки забронировали: всё-таки многие были не прочь попасть в пристанище Посольства юмора. Думала договориться. Нет! Гардеробщицы "Дома клоунов" - самые неподкупные гардеробщицы в мире. Но тут меня осенило - я же тоже клоун. Да-да, "клоун-поводырь". Куртку приняли!

Далее я заметила группу девушек - тоже клоунов-поводырей. Оказалось, что это студентки РГФ, которых пригласили как переводчиц. Бедные девушки не знали, куда себя деть в первые минуты. Узнала в них себя в прошлом году на первом моём фестивале.

Я же тем временем пошла в любимый бар помогать бармену Кате. Во время фестиваля тут всегда множество посетителей, среди которых обретаются "самые сливки". Так что можно познакомиться и пообщаться с конкурсантами, гостями и членами жюри. А ещё в небольшом помещении бара сливаются русский, немецкий, английский, польский языки.

В баре встретила моего знакомого Яна ван ден Берга, члена жюри, и его жену Жанин. Они меня помнят - приятно.

Тем временем началось открытие Посольства юмора, пресс- конференция и так далее...

Вижу, что студентки РГФ сидят и ждут указаний, в то время как беспомощные иностранцы бродят по коридору, не зная, кого попросить помочь. А я успела пообщаться и с американцем, и с британцем Полем Марокко, каждому подсказала и перевела то, что надо. Эх, люблю я этот фестиваль!

Время обеда. Началась "жара". Смешались в кучу клоуны, тарелки, продюсеры, ложки, вилки... Ничего, и с этим управились. Даже успела пообщаться с клоунами из Польши, причем языком жестов. Получилось!

30 марта. Собираясь на фестиваль, слушала новости. Северная Корея объявила Южной войну, в Донецкой области горит поселок и так далее, и так далее... Сплошной негатив! Сразу вспомнила слова немца Харри Овенса, члена жюри фестиваля, что миру не хватает добрых новостей. Действительно, пока работаешь в "Доме клоунов", мозг отключается от негатива. Даже от переживаний за пробное ВНО, которое я успела в этот день написать.

Сегодня - первый конкурсный день. Смешно, как и в прошлом году. Особенно понравился комик-дуэт "Весёлый Роджер". Два клоуна показывали акробатическую пантомиму с участием зрителей. Еще понравились москвичи, которые показали отрывок из спектакля "Чемодан-шоу". "Тумбалалайка", зазвучавшая в первом же отрывке, добавила аргумент, за что надо полюбить этих клоунов. А еще только клоуны могут перевести на украинский слово "отрывок" как "шматок".

Были и старые знакомые. Трио "Эмансипе", лауреаты прошлой "Комедиады", превратилось в дуэт и выступает под названием "Эмансипе-2". Такой же девчачий озорной юмор и фирменные хула- хупы. Но, не могу не заметить, номера у них стали интереснее. Еще не могу не написать о польском коллективе "Винегрет". Как и в прошлом году, так и в этом, они поражают красотой своих номеров, их утонченностью. А главное, представляют тот или иной образ без всяких гримов и костюмов. Единственное, чего не хватало в конкурсной программе первого дня, так это мимов. В прошлом году их было больше.

Рада была снова видеть на фестивале Юлию Домашец и трио "Экивоки". Познакомилась с членом жюри Петром Дубинским. Он отметил, как интересно названы волонтеры фестиваля: "клоуны- поводыри". Ну что ж, может, я и несильно похожа на клоуна, но будем считать, что я - эдакий клоун в стиле постмодернизма. Главное - то, что внутри.

31 марта. Сегодня был самый тяжелый день "Комедиады". К нам приехали 120 конкурсантов. Мы их покормили завтраками. А я заодно потренировала свой, как оказалось, не такой уж и безнадежный немецкий язык, обслуживая Харри Овенса.

К сожалению, смотрела не всю конкурсную программу, потому что из-за большого количества участников нужна была помощь на кухне. Но, по-моему, самого интересного я не пропустила. А самое интересное - это конкурсанты из Киева.

Запомнился дуэт "Пиза" с номером о двух ковбоях, которые оказались... нетрадиционной ориентации. Также понравились дуэт "Just do it" (номер "Самураи") и трио "Трико" с номером о трех монашках. Суть последнего такова: трое монашек собирают средства якобы на благотворительность. Причем одна из них играет на скрипке. И так по-одесски они собирали "пожертвования", что в течение номера мы и "Хаву Нагилу" успели услышать, и увидеть канкан этого трио. А в самом конце девушки порадовали зажигательным мини-стриптизом под известный всем хит из фильма "9 1/2 недель".

За время обеда я успела перезнакомиться со всеми иностранными участниками "Комедиады". Было очень приятно услышать от итальянских гостей за свою работу вот такой вот комплимент: "You are angel. Gracia!" ("Ты - ангел. Спасибо!") Ради такого стоит работать!

1 апреля. День начался с того, что я посмотрела программу Одесского ГосТВ "Соло для большого города", где свои стихи читал Борис Барский. Позитив на весь день уже был обеспечен.

В "Дом клоунов" я подъехала ровно в два часа, как договаривались с директором Натальей Викторовной Делиевой. Думала, что (как и в прошлом году) буду спокойно стоять за кулисами, дежурить, фотографироваться на память с клоунами. Но не тут-то было!

Сразу же меня отправили в Военный переулок за автобусами с клоунами. В принципе, я знала, где этот переулок находится. Но когда тебе дают важное поручение, вокруг море людей, и ты на каблуках бежишь через весь Приморский бульвар к переулку, то начинаешь сомневаться. Когда я прибежала на назначенное место, думала, что сойду с ума. Там стояло очень много автобусов. Но Бог послал мне ориентир - Яну Делиеву. Но вот клоуны собраны, автобусы отправились на концертную площадку. Следующую мысль, думаю, стоит написать большими буквами: А ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ЕХАЛИ В АВТОБУСЕ, ПОЛНОМ КЛОУНОВ?! Так вот, я даже не могу передать свои ощущения...


Дальше тоже были всякие гонки с препятствиями, добыча воды для артистов и т. п. Но я хочу рассказать о другом. На гала- концерте я встретила Роберта Городецкого из театра "Лицедеи". Меня переполняли эмоции, когда я смотрела знаменитый номер "Канарики" в исполнении Городецкого, Делиева и Барского. Для меня в этот момент даже время остановилось.

Также не могу не написать о клоунессе из одесского театра глухонемых "Феникс", которая показывала отрывок из мюзикла "Чикаго". У меня были слёзы на глазах. Такие люди достойны особого уважения...

Итоги. Четыре дня так быстро пробежали, что тяжело собрать все накопленные эмоции. Единственное, что могу сказать: отойдя всего лишь на пару метров от сцены, я уже начала скучать по атмосфере фестиваля, по людям, с которыми тут познакомилась, по "Дому клоунов", по Наталье Делиевой и всем-всем, к кому успела привязаться. Остается считать дни до следующего фестиваля "Комедиада".

Живой Журнал вела
"клоун-поводырь"
Мария ЧУМАКОВА.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.