Номер 43 (1140), 16.11.2012

ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ

"Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения". Так считал знаменитый китайский философ Конфуций. Но какие мысли посещают головы наших учащихся в процессе обучения? Ответ на этот вопрос искали наши юные авторы - школьницы Анастасия РОБУЛЕЦ и Мария ЧУМАКОВА, расспрашивая своих ровесников.


Маша: "Я чаще всего думаю о любимом мальчике. Вернее, о том, как бы ему признаться в любви. Продумываю план".

Юля: "В основном, на уроках у меня депрессивные мысли. Я все чаще думаю о том, как тяжела жизнь человека, ибо человек жалкое, никчемное создание, подобие куклы. После игры жизнь выбрасывает его в коробку и забывает о нем. Но иногда, в минуты просветления, я думаю о косинусах и синусах".

Александра: "Если это урок, который мне интересен (физика, право, биология), то я буду думать именно об этом предмете.

Если это что-то нудное (математика, география), то я начинаю думать о своей жизни, об одноклассниках, о человеке, с которым хочу встретиться, но в силу некоторых обстоятельств не могу. Думаю, что буду делать на выходных, как буду гулять с друзьями. Еще думаю, о чем можно написать в следующей главе своего рассказа".

Руслан: "На математике всегда слушаю учительницу. На зарубежной литературе думаю о том, чтобы меня не вызвали. А на истории - о том, как бы быстрее закончился урок".

Марина: "На биологии думаю о том, что у меня рецессивные гены, а значит, мне нужно найти голубоглазого блондина, чтобы у моих детей были голубые глаза и светлые волосы, как у меня. Думаю о том, что было бы круто приехать в Лондон, встретить Бенедикта Камбербэтча (известный британский актёр театра и кино - от авт. опроса), который вскоре пригласит меня поужинать в ресторане. А иногда ещё думаю, как бы сдать ЗНО по математике на 200 баллов".

Настя: "Если предмет мне нужен, то я пытаюсь вникнуть в его суть. А если предмет мне не понадобится в будущем, то чаще всего я думаю о приближающихся праздниках, о планах на выходные. Или, как большинство моих одноклассников, мечтаю о том, чтобы этот урок побыстрее закончился и я смогла пойти домой".

Алиса: "Пытаюсь отвлечь от своих "любимых" одноклассников. Стараюсь вспомнить какие-то приятные моменты, которые у меня происходили или будут происходить в скором будущем".

Оля: "Если урок нудный, я часто смотрю на часы и думаю о том, когда же он наконец закончится. Когда меня ругают, думаю, как бы мой преподаватель поступил, будучи на моем месте. А вот если урок действительно интересный, то слушаю и перевариваю в голове полезную для меня информацию".

Стася: "Я думаю о многом: что я здесь делаю, где раздобыть деньги на чай, почему не отменят урок русского, кто забрал мой корректор, как списать физику, почему в школе так жарко, кто вечно бубнит, почему хозары так легко согласились не брать дань у полян, можно ли выбежать из класса с криком: "Аааа! Говорящий лось!!" Короче, думаю о многом и о всяком".

А вот другая из наших юных авторов, первокурсница ОНПУ Аня НОВИЦКАЯ решила ответить на этот вопрос обстоятельнее. Она понаблюдала за своими сокурсниками и пришла к выводу, что студенты не думают, а делают!

- О чем думают студенты на парах? Наверняка этот вопрос волнует не столько родителей самих студентов, сколько преподавателей, которые требуют внимания к своему предмету. Я же на этот вопрос отвечу: студенты не думают, а делают! Причем зачастую то, что первым стукнет в невыспавшуюся после длительной вчерашней подготовки к семинару за интернетом или уставшую после модулей молодую голову. На задних, да и не только, партах некоторые уже начинают делиться новостями за 15 часов (включающих и сон), которые они не виделись. Другие обсуждают новую стрижку старосты в параллельной группе. При виде такой картины, даже в воображении, многие могут предаться праведному гневу и вопрошать, почему же вместо того, чтобы набираться уму-разуму, познавать разумное, доброе, вечное, молодежь ушла в свой мир? Я объясню на своем примере.

По понедельникам у нас проходит одна общая для всего гуманитарного факультета пара. Преподавательница во время объяснения иногда просит записать наиболее важную информацию. Всех, кроме культурологов, изучивших эту тему ранее. И вот тут мы постепенно теряем нить этого разговора и переходим к своему. На свет Божий тут же появляются конспекты других предметов, плееры с наушниками, ксероксы книг, необходимых для прочтения. Преподаватель не сможет уследить за каждым - еще бы, весь факультет собран! После положенных полутора часов, гипотетически посвященных истории украинской культуры, выспавшиеся, осведомленные о последних событиях - нужных и не очень - и перечитавшие конспекты на следующий предмет довольные студенты идут на перемену за булочками, которые, надо сказать, также занимают наши мысли и будоражат разум не хуже устройства жизни кроманьйонца - при одних только воспоминаниях об очередях в буфете.

На лекциях мы обычно обращены в слух и только то и успеваем, чтобы снабдить тетрадные страницы очередными каракулями. Но иногда 15-минутной перемены не хватает, и в этом случае все начинается сначала...