Номер 17 (1114), 11.05.2012

В СВЕТЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ДИВО

Помните "Сказку о царе Салтане"? "В свете есть иное диво: море вздуется бурливо...".

Так вот, у Александра Сергеевича бурливо вздувается море, а это и впрямь "иное диво", потому что в "ДИВО-ВОДНОЙ ИСТОРИИ" бурлит вода не в море, а в большом (диаметром 6 метров) бассейне, установленном на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра.

Бассейн на сцене театра - само по себе уже диво. А уж то, что происходило в нем, - это чудо из чудес.

Ну а если по порядку, то в рамках ежегодного фестиваля "Французская весна" состоялось представление французского цирка "Чудо-водные истории" (мне все же больше нравится - "Диво- водные истории", название, вызывающее ассоциацию с украинским словом "Дивовижнi") от компании BAROLOSOLO.

Это не первая встреча одесситов с цирковыми коллективами Франции на фестивале "Французская весна". Лет шесть тому назад на фестиваль приезжал так называемый "Механический театр". Это тоже было своего рода чудо-диво. Несмотря на название, в котором фигурировало слово "театр", фактически это тоже был цирк. И в прошлом году на сцене того же Украинского театра в рамках той же "Французской весны" прошел театрализованный цирковой спектакль "Корни" коллектива "Krilati", продемонстрировавший высокий профессионализм французских акробатов, эквилибристов и жонглеров, и своеобразный философичный юмор клоунов.

Компании BAROLOSOLO всего два года. Своим рождением и компания, и спектакль "Чудо-водные истории" обязаны Матьё Левавассеру - воздушному гимнасту и музыканту, одинаково владеющему виолончелью, банджо и аккордеоном. Его партнер Вильям Вале - акробат и музыкант (гитара и ударные). Я не рискну говорить о Вале как о музыканте-виртуозе, но смело могу назвать его виртуозом-акробатом. Кроме того, оба исполнителя обладают незаурядным комическим талантом. Поэтому их спектакль - это одновременно и клоунада, и выступление музыкальных эксцентриков, и совершенно удивительные акробатические номера.

И все же это цельный спектакль с конкретным сюжетом и характерами.

Два музыканта собрались помузицировать в беседке. Но эта ажурная беседка (конструкция из алюминиевых труб), как оказывается, стоит на воде. Одного из музыкантов (Матьё) это не смущает, ему, что называется "море по колено". Он спокойно шлепает по воде со своей виолончелью, готовясь к выступлению. Второй музыкант (Вильям) боится воды, как кошка. Он готов ездить верхом на партнере, взбираться под самый купол беседки, проделывать головокружительные трюки на китайском шесте, свободно подвешенном на высоте двух метров над бассейном...

Правда, все это кончается тем, что опекающий его партнер все же роняет его в воду. А воды в бассейне за время спектакля набиратся столько (она все время стекает по одной из стоек беседки), что артисты могут уже не только ходить по ней, но и плавать, и даже нырять. И использовать как еще один музыкальный инструмент, с энтузиазмом шлепая по воде ладонями, поднимая тучу брызг, долетающих до первого ряда. Не одним же артистам участвовать в этом "мокром деле"!!!

Спектакль очень добрый. То, как Матьё заботится о друге и смешит, и трогает: вот он подбирает упавшие в воду ноты, наклеивает их на столб так, чтобы Вильям мог их прочитать. Вот он подбрасывает другу, сидящему под куполом его вещи и гитару... Потрясающе точный бросок - и все в руках Вильяма. Кстати, написав слово "сидящему", я не ошиблась. Первое, что Матьё бросает Вильяму, - это складной стульчик. Надо видеть, с помощью каких акробатических трюков Вильям его цепляет к стойке беседки и раскрывает для сидения. Впрочем, я напрасно пытаюсь облечь в слова то, что надо просто видеть. Тем более, что вода таит много неожиданностей, и повторить из спектакля в спектакль все нюансы невозможно. Особенно световые эффекты, которые играют немалую роль в спектакле. Например, игры с подвешенными на длинных тросах фонарями. Или живые огни, выплывающие из темноты в финале спектакля.

Еще одна слагающая спектакля - это музыка, написанная самими артистами. Она звучит и в их записи, и вживую.

Увы! Всего один вечер подарили талантливые артисты одесситам. И еще полчаса на беседу с журналистами, которым кое- что рассказали и о себе, и о рождении спектакля. Как часто бывает, спектакль родился из случайной ситуации. Затем последовала импровизация на тему этого случая, а потом и конкретный спектакль.

Одесса стала первым местом фестивальных выступлений в Украине, и Матьё заметил, что наша публика даже горячее испанской, впервые клоунам аплодировали за каждый цирковой трюк.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.