Номер 41 (1037), 22.10.2010

СКАЗКА О СЕЛЕ-ФЕНИКСЕ

Жили-были старик со старухой. Не далеко и не близко от синего моря. И жили они не в ветхой землянке, а в красивом доме с усадебкой. Жили на той земле, на которой жили их деды и прадеды. А рядом жили такие же старики со старухами. Они были точно такими же, хотя одни говорили по-русски, другие по- немецки, третьи по-украински, четвертые по-молдавски, пятые по- гагаузски, а шестые и вовсе по-болгарски. Говорили они на разных языках, а заботы и радости повседневной жизни у всех были одинаковы. И общались они мирно друг с другом, и делились этими заботами и радостями по-соседски. А их усадебки одна к одной, одна к одной образовали целых пять сел. Но наши старик со старухой жили в самом красивом селе - оно так и называлось ФРУМУШИКА, что в переводе значит - КРАСАВИЦА.

Жили они, не тужили, были еще не стары, это только для сказки так говорится - "старик со старухой", растили виноград, разводили овец - благо, вокруг простиралась привольная Буджакская степь. А то, что старуха пряла свою пряжу, - так ведь овцы... Пряла, вязала, вышивала и украшала дом свой так, как украшали свои дома ее бабушки и прабабушки.

Война уже отгремела. И летом 1945 года знойную тишину степи нарушало лишь мирное жужжание пчел и блеяние овец. А что зимой ветер стал завывать вокруг, на то она и зима. Можно в овчинный тулуп закутаться, своим вином согреться, своей брынзой и мамалыгой закусить и ждать следующего лета, когда вновь зацветет степь.

Эту мирную жизнь изменила одна ночь 1945 года. По постановлению Совета Народных комиссаров Украинской ССР, эта мирная земля стала военным полигоном. Жители пяти сел были выселены и разбросаны по разным селам и деревням. Ни на одной карте нельзя было больше найти ни Фрумушику, ни названия других сел. Могилы предков оказались не только на закрытой территории, они были сравнены с землей.

После 1991 года полигон прекратил свое существование. На израненной земле остались осколки и гильзы от снарядов и прочие свидетельства того, что происходило здесь все эти долгие годы.

Но у наших старика и старухи был сын. И этот сын сказал: "Мы не можем предать память наших предков, иначе жизнь, прожитая ими, окажется прожитой впустую".

И решил он возродить село Фрумушику. Возродить овцеводство и создать на земле предков этнографический музей. Неизвестно, какие у него были познания в области этнографии как науки, но на практике в селе Фрумушика- Нова уже частично обустроены, а частично обустраиваются "садибы" всех тех народностей, что жили здесь когда-то. И создан Холм памяти, на котором стоит общий крест, и стелы, на которых написано на четырех языках: "В память жителей сел Фрумушика-Нова, Зуруш, Гофнугсталь, Кантемир, Рошуя, выселенных и обездоленных в 1946 году в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Украинской ССР от 18 декабря 1945 года. Благородным предкам от благодарных потомков". Холм огорожен изгородью из винограда, и на холме каждый желающий может установить крест в память своих предков.

А что касается овцеводства, то Александр Андреевич Палариев, ни сном, ни духом раньше об овцах не ведавший, сумел за пять лет создать овцеводческий комплекс, на сегодняшний день самый крупный в Европе. По секрету добавлю, что, кроме овец, Александр Андреевич и его отец Андрей Диомидович могут похвастать совершенно сказочными винами, которые нам пару лет назад довелось дегустировать в не менее сказочном винном подвале.

Но вино - дело мирское. А вот храм Божий... Александр Палариев уже построил в селе Бородино, что в том же Тарутинском районе, церковь. Сейчас церковь возводится и в Фрумушике.

Сегодня Фрумушика-Нова попала в круг международных интересов. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Литва в Украине Пятрас Вайтекунас выбрал Фрумушику для проведения в ней очередного пленэра, такого же, как те, которые по его же инициативе прошли в Болгарии и Польше. Цель такого пленэра, по словам Посла, "укрепление европейских корней Украины, традиций и цивилизаций через культуру". Эти слова стали тем девизом, под которым прошел пленэр "Magnus Ducatus Artis" (Великое Княжество Искусств).

Пленэр, начавшийся 25 сентября, собрал художников и артистов из пяти стран: Литвы, Украины, Польши, Белоруссии и Грузии. И бывший военный полигон превратился в полигон искусств, где художники, фотографы, музыканты, поэты и писатели в диалоге воссоздавали историю этого края.


Одновременно в Фрумушике проходила ярмарка с традиционным гулянием, футболом и даже вольной борьбой. В небо были запущены ярко раскрашенные воздушные змеи.

Мы, группа журналистов, побывали на празднике закрытия пленэра. Фотовыставки, видеоинсталляции, презентации уже обустроенных национальных усадеб или проектов их аутентичного обустройства, фильм, снятый в Фрумушике за время пленэра, выступления поэтов и писателей, музыкантов - всем этим был насыщен, украшен и согрет холодный октябрьский день. Незабываемое впечатление оставила литовская певица Скайдра Янчайте. В ее исполнении звучали соответствующие национальные мелодии при посещении этнографического музея - усадеб. Но самое большее впечатление оставило литургическое песнопение, прозвучавшее с верхней точки пока еще недостроенного храма, на которую поднялась певица. Оно прозвучало, как молитва в память тех, кто жил на этой земле, и как благословение тем, кто эту землю возрождает.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото автора и В. Павличенко:
поет Скайдра Янчайте;
отец и сын Палариевы;
на ярмарке.