Номер 35 (980), 11.09.2009

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Время летит удивительно быстро. Кажется, буквально вчера я писала статью о Яше Кучеревском, молодом артисте Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василько. А сегодня он уже заслуженный артист Украины...

Наш театр предоставил Кучеревскому возможность сыграть несколько прекрасных и разноплановых ролей. Хрупкие, пластичные, чуточку потусторонние Джилио и Принц в "Принцессе Брамбилле". Суетливый, милый, забавный Бобчинский в гоголевском "Ревизоре". "Священные чудовища" провинциального театра Иван Бездомный и Лука Карпович в спектакле "Что им Гекуба?" Вертопрах Мулино из "Дамского мастера". Ходячая фантасмагория - Собачкин ("Утро делового человека")...


Одна из лучших его ролей - брутальный, эффектный Михайло Гурман в "Счастье рядом" по Ивану Франко. Это была сложная роль, до которой приходилось тянуться. Великолепный режиссер Дмитрий Богомазов был терпелив. Но не терпелось мне. Увидев на одной из репетиций, как сложно Яше освоить подобие танго, я рискнула вмешаться в процесс. И познакомила его, Олю Петровскую, репетировавшую роль Анны, а заодно и Богдана Паршакова с вице-чемпионами мира по аргентинскому танго Александром и Натальей Бевзюк. Два часа, проведенные в их студии, удивительным образом раскрепостили ребят, помогли понять суть танца от самых азов и соответственно подняться к более сложной хореографии спектакля. Маститые же танцоры, по их собственному признанию, были поражены тем, какие у нас в Украинском театре фактурные молодые артисты, и стали постоянными посетителями премьер. А когда спектакль "Счастье рядом" был отобран для участия в международном фестивале "Мистецьке березiлля" (том самом, которым руководил ныне опальный Сергей Проскурня), Яков вышел на легендарную сцену Театра имени Франко. Волнения было очень много, но благодаря ему спектакль приобрел неожиданные смысловые оттенки, и даже искушенная столичная публика была покорена одесситами в целом и образом Михайла Гурмана в особенности.

Яков играет на малой сцене театра моноспектакль "Один" по пьесе Беккета "Действие без слов", это работа, что называется, "на преодоление". Здесь актер обходится лишь пластическими возможностями, не может поиграть своим богатым тембром голоса, а ведь слово - его козырь. Но что толку искать легких путей, лучше развиваться в профессиональном плане, расширяя границы приемлемого, чем обрастать актерскими штампами.

Мне симпатичны герои Яши Кучеревского, сыгранные им в антрепризных постановках. Это Стэнли ("Особо женатый таксист"), Грег ("Ледис найт"), Альфред Бреду ("Эрмина"). Здесь его комедийное дарование и эффектная внешность радуют публику, и не стоит печалиться, что данные постановки не позволяют задаваться вопросами о смысле бытия. Невозможно жить и играть только на высоких тонах, всегда есть место шутке.

Яшу, что вполне закономерно, полюбил кинематограф. Он сыграл в фильмах Киры Муратовой "Чеховские мотивы", "Два в одном", а роль в последней работе режиссера "Мелодия для шарманки" - просто фейерверк какой-то (ну когда же дождемся широкого проката этой ленты?). Даже не хочу предвосхищать, пусть у каждого впечатление будет, как и у меня, ошеломляющим. Чисто одесский типаж (ну кто скажет, что это парень из Херсонской области, попавший в Одессу только по окончании театрального училища в Днепропетровске?) в телесаге "Ликвидация" - Матросов. Признаться, немногие актерские возможности Кучеревского оказались востребованными в телефильмах "Последнее путешествие Синдбада"; можно говорить о короткой, но ярко сыгранной роли офицера ("Три дня в Одессе"), о неожиданном Рафаэле в фильме Георгия Делиева "Синие как море глаза".

Но зачем, когда совсем недавно Яша сыграл Гамлета, осуществив мечту каждого актера? Этот Гамлет в постановке Дмитрия Богомазова - славный, но обычный парень, без задатков героя. Зато с совестью и честью. Яков Кучеревский в этой роли не смотрится прирожденным бунтарем. Но он предпочитает быть, а не казаться, не свихнуться вместе с веком, не вышагивать наряду с другими персонажами ряженым павлином по дворцовым коридорам, не выполнять функцию, не служить системе. А коль не получается, то лучше и достойнее - не быть! Режиссер с исполнителем избрали краски приглушенные, естественные. Пусть окружающее большинство в сложном гриме и вычурных нарядах, наш Гамлет с лицом чистым, в простой одежде.

"Бути чи не бути?" - вопрос, актуальный для Яши Кучеревского и в жизни. Непростой у него характер, мужской. Он готов отстаивать свои принципы, готов сотрудничать с режиссерами, но совершенно не способен приспосабливаться, интриговать. За то и ценят коллеги, и публика ощущает: перед ней не пустышка, не скачущая красивая оболочка, а мыслящая личность. Судя по всему, впереди у нашего новоиспеченного заслуженного еще немало ярких работ. Поскольку время все-таки быстротечно. Вот так однажды проснешься, а он уже и народный... Почему бы и нет?

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.